Хроника огненных дней
2 января 1943 года, суббота
Красная Армия готовится к резкому увеличению количества военнопленных со стороны врага
Дорогие друзья!
Продолжаем публикацию подробной хроники легендарного Сталинградского сражения. Давайте вспоминать нашу историю вместе…Вот что происходило в субботу, 2 января 1943 года:
Войска Южного фронта прорвали оборону противника в районе южнее Тормосина и развили наступление в общем направлении на Ростов-на-Дону.
В соединениях Донского фронта встретились с воинами писатели Ванда Василевская и Александр Корнейчук.
Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве новой железнодорожной линии Калач – Богучар (поселок Подколодное на левом берегу Дона – строительство № 213).
Местная промышленность Сталинградской области в 1942 г. произвела и поставила Красной Армии 41 тыс. пар валенок, 19 тыс. полушубков, 112 тыс. комплектов телогреек и брюк, 52 тыс. пар рукавиц и носков, 4521 сани, 1882 телеги, 18 тыс. седел, 157 тыс. котелков и много другого снаряжения.
Шёл 560-й день войны, 160-й день битвы
Хроник огненных дней на Волге…
В начале 1943 года советское командование продолжает тщательно готовиться к уничтожению окруженной в Сталинграде группировки врага.
На 2 января 1943 года гитлеровские войска занимают район от Мариновки до центральной части Сталинграда у Волги – 53 км, а с севера на юг – 35 км. Эта территория составляет 1400 квадратных километров. Противник окружен семью советскими армиями: 65, 21, 24, 64, 57, 66 и 62‑й.
При этом с первых дней окружения немецко-фашистской армии под Сталинградом и вплоть до начала 1943 года гитлеровское командование одновременно с подготовкой деблокирования армии Паулюса огромное значение придает организации снабжения ее по воздуху. Сосредоточив на юге большое количество транспортных самолетов, немцы считают, что, пока воздушный путь остается открытым, окруженным войскам нечего опасаться за свою судьбу. Деятельность авиации противника принимает особенно большой размах в начальный период блокады. В первых числах января 1943 г. она совершает к своей окруженной группировке до 300 самолето-пролетов в день.
В этих условиях Ставка Верховного Главнокомандования предупреждает штабы фронтов под Сталинградом, чтобы не рассчитывали на усиление стрелковыми и танковыми соединениями. Это обстоятельство заставляет всех, кто отвечает за успех операции, а в первую очередь командующих фронтов, тщательно продумать вопрос об использовании сил, которыми они располагают, для разгрома врага.
Командующий Донским фронтом генерал К. К. Рокоссовский утверждал, что у него возникла мысль на следующий день после нового года посоветоваться с Генштабом: не попробовать ли применить древний рыцарский обычай и послать врагу ультиматум с требованием сдаться. Вечером 2 января 1943 года в штаб Донского фронта позвонили из Ставки, сообщили, что предложение очень понравилось Сталину, и затребовали срочно передать проект ультиматума.
Между тем советское командование предполагало, что в ближайшее время Красной Армии придется иметь дело с большим количеством военнопленных со стороны врага в районе Сталинграда.
2 января 1943 года появился Приказ № 001 об упорядочении работы по эвакуации военнопленных с фронта. В нем говорилось о том, что по ряду причин значительная часть военнопленных истощается и умирает еще до отправки в тыл, а также в пути следования, и предписывалось принять меры в целях «решительного устранения недочетов в обеспечении военнопленных и сохранения их как рабочей силы».
Командиры воинских частей приказом обязывались обеспечить питание военнопленных в пути до передачи их в приемные пункты НКВД по нормам, утвержденным Постановлением СНК СССР № 18747874с. Колоннам военнопленных придавать походные кухни из трофейного имущества и необходимый транспорт для перевозки продуктов.
Предписывалось также своевременно оказывать все виды медицинской помощи раненым и больным военнопленным. Суточный пеший переход военнопленных ограничить 25–30 километров. Через каждые 25–30 километров пешего перехода устраивать привалы-ночевки, организовывать выдачу военнопленным горячей пищи, кипятка и предоставлять возможность обогрева. Оставлять у военнопленных одежду, обувь, белье, постельные принадлежности и посуду. В случае отсутствия у военнопленных теплой одежды, обуви и индивидуальной посуды обязательно выдавать недостающее из трофейного имущества, а также из вещей убитых и умерших солдат и офицеров противника.
Следует отметить, что в это же время немецкими властями для угнанных в фашистскую Германию, а особенно для советских военнопленных и насильно увезенных советских граждан, фактически был установлен военно-каторжный режим, обрекавший их на медленную смерть от голода и истощения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий