Хроника огненных дней
31 декабря 1942 года, четверг
Под Сталинградом советские воины встречают Новый год с твердой верой в грядущую победу над врагом
Дорогие друзья!
Продолжаем публикацию подробной хроники легендарного Сталинградского сражения. Давайте вспоминать нашу историю вместе…Вот что происходило в четверг, 31 декабря 1942 года:
Войска Юго-Западного фронта вышли на рубеж Новая Калитва, Марковка, Беловодск, Волошино, Миллерово, Скосырская, Чернышковский.
Войска Сталинградского фронта вышли на рубеж Верхне-Рубежный – Тормосин – Жуковский – Комиссаровский – Глубокий.
Войска Сталинградского фронта освободили г. Элисту.
51-я армия выбила противника со ст. Ремонтная
Войска 2-й гвардейской армии освободили Тормосин.
Из итогового боевого донесения командующего Сталинградским фронтом А. И. Еременко И. В. Сталину:
«...Фашисты свернули себе шею под Сталинградом, они потерпели здесь стратегическое поражение.
В боях за Сталинград особо отличились на первом этапе сражения 62-я и 64-я армии, а их войска показывают невиданное упорство в борьбе и преданность нашей Родине. Эти армии заслуживают награждения орденами, преобразования их в гвардейские и присвоения им наименования «Сталинградские»... А их командующие генерал-лейтенант Чуйков и генерал-лейтенант Шумилов достойны присвоения званий Герой Советского Союза».
Итоги 6-недельного наступления советских войск (19 ноября – 31 декабря 1942 г.). Освобождено около 1500 населенных пунктов. Разгромлены основные силы 8-й итальянской армии, оперативной группы «Холлидт», 3-й румынской армии. Взяты в плен 60 тысяч солдат и офицеров. Захвачено в качестве трофеев 368 самолетов, 176 танков и 1927 орудий.
Шёл 558-й день войны, 158-й день битвы
В последний день уходящего 1942 года южнее Сталинграда наши войска на всех фронтах продолжали преследовать отступающего противника.
Попытки отдельных отрядов гитлеровцев оказать сопротивление были сломлены ударами наступающих советских частей.
Вечером 31 декабря 1942 года, пользуясь некоторым затишьем (относительным, конечно), советские воины празднуют встречу нового 1943 года.
Командующий Донским фронтом К. К. Рокоссовский вспоминал: "В нашей штаб-квартире собрались члены Военного совета фронта и товарищи из Москвы – Василевский, Новиков, Голованов, писатели Ванда Василевская, Александр Корнейчук. По просьбе Новикова летчики попутным рейсом привезли елку, которую здесь, чем могли, украсили. Делалось все экспромтом, но получилось замечательно.
Новый год мы встретили в дружной товарищеской обстановке. Было высказано много добрых пожеланий, всю беседу пронизывала крепкая вера в грядущую победу над врагом».
В этот же вечер, 31 декабря 1942 года, советские политорганы в радиопередачах для немецких солдат рассказывали, что их ожидает в самое ближайшее время. Немецкие солдаты узнали, что продовольствие для окруженной группировки, насчитывавшей более 300 тысяч человек, доставляется только воздушным путем. Однако для прикрытия транспортных самолетов, предназначенных для доставки продуктов питания, боеприпасов и горючего и для вывоза обратным рейсом раненых, говорилось в наших радиопередачах, требуется большое количество самолетов-истребителей, которые нужны теперь Гитлеру для других участков фронта. "Поэтому, немецкие солдаты и офицеры, скоро ваш дневной рацион сократится до 100 граммов хлеба в сутки и десяти граммов колбасы".
М. И. Калинин |
31 декабря 1942 г. по радио выступил Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин. Его слова несли советскому народу большую радость – радость фронтовых успехов.
Он говорил о потерях врага, о контрнаступлении под Сталинградом, о нарастающих по силе ударах в районе Среднего Дона, на Северном Кавказе, о том, что освобождено свыше тысячи населенных пунктов и что инициативу прочно удерживали советские войска…
В заключении М. И. Калинин поздравил советских людей с наступающим Новым годом.
Внук маршала К. К. Рокоссовского Константин Рокоссовский вспоминает: «Дед рассказывал, как 31 декабря 1942 года во время по-военному скромного празднования Нового года в штабе Донского фронта обсуждались варианты действий против окруженных в Сталинградском «котле» вражеских войск. Начальник штаба фронта Михаил Сергеевич Малинин предложил поступить по-рыцарски – предъявить врагу ультиматум.
Идея запала деду в душу, ведь это могло помочь избежать гибели стольких людей! На следующий день он предложил этот вариант в Ставку Верховного. Сталин эту идею поддержал, и все, в том числе дед и представитель Ставки генерал-полковник Воронов, засели за текст ультиматума. Но как пишутся ультиматумы – этого никто из присутствующих не знал. Общими усилиями, вспоминая осады средневековых городов, замков и крепостей, удалось написать текст, который за подписями командующего Донским фронтом Рокоссовского и представителя Ставки Воронова был отправлен командующему 6‑й немецкой армией генерал-полковнику Паулюсу. Документ нес парламентер, его, как полагается по ритуалу, сопровождал горнист.
К. К. Рокоссовский
Накануне по радио немецкая сторона была проинформирована о высылке парламентеров, сообщалось, что они идут без оружия, несут большой белый флаг, а по прибытии на указанное место трубач сыграет соответствующий сигнал. К сожалению, немецкое командование не оценило этот рыцарский жест – по парламентерам был открыт огонь. В итоге советские войска, как известно, одержали победу над гитлеровцами. Дед осознавал, что и он имеет некоторое отношение к этой победе, и уж на что не был хвастлив, но все же прислал бабушке с фронта фотографии всех 24 плененных генералов во главе с Паулюсом – уже фельдмаршалом. Он сопроводил эту посылку таким комментарием: «Рассмотри немецких генералов. Это будет напоминать тебе о том, что твой Костя дерется неплохо и может похвастаться «дичью», добытой на охоте». По праву победителя к деду перешел личный автомобиль фельдмаршала – сделанный по спецзаказу шикарный военный джип Steyr 1500 А».
31 декабря 1942 г. 2‑й механизированный корпус 2‑й гвардейской армии, подошедший к Тормосину с трёх сторон, освобождает город. Немцы лишились узла шоссейных и грунтовых дорог, они потеряли продуктовые базы группы армий «Дон», склады с боеприпасами и другим военным имуществом.
Вечер 31 декабря. Пользуясь некоторым затишьем (относительным, конечно), советские воины празднуют встречу Нового 1943 года.
У каждого бойца горит ненависть к врагу, и все мечты направлены на скорейший разгром проклятого врага, на скорейшее освобождение от гнета, грабежа и насилий своих матерей, жен, сестер, детей. С каждым днем увеличивается у них лицевой счет убитых фрицев и трофеев.
Старшина одной из боевых частей А. К. Фрокин пишет: «Пусть Новый год будет годом окончательного разгрома фашистского государства и окончательной победы.
Я, как старшина роты, стараюсь, чтобы в суровые дни как можно лучше накормить бойцов горячей пищей, всегда в первую очередь обеспечиваю бойцов передовой линии. Стараюсь и слежу, чтоб были все тепло одеты, своевременно сменяли белье и имели возможность помыться в бане. Стараюсь, чтобы вдоволь было боеприпасов, хлеба, доставляя их на передовую огня. Этим подкрепляется бодрость у бойца и уверенность, что он не одинок, его выручат граната, патроны, а если что случится, его выведут с поля боя. Вся моя мечта и мое стремление, чтобы боец был сыт и тепло одет, чтобы был бодр и весел. Тогда мы встретим Новый, 43‑й год великими победами».
Комментариев нет:
Отправить комментарий