Хроника огненных дней
5 октября 1942 года, понедельник
Боец Красной Армии Николай Аверьянов под Сталинградом грудью закрывает вражеский дзот
Дорогие друзья!
Продолжаем публикацию подробной хроники легендарного Сталинградского сражения. Давайте вспоминать нашу историю вместе…Вот что происходило в понедельник, 5 октября 1942 года:
• Директива Верховного Главнокомандующего командующему войсками Сталинградского фронта: "Я думаю, что Вы не видите той опасности, которая угрожает войскам Сталинградского фронта. Заняв центр города и выдвинувшись к Волге севернее Сталинграда, противник намерен отобрать у Вас переправы, окружить 62-ю армию и взять ее в плен, а после этого окружить южную группу ваших войск 64-й и др. армии и тоже забрать их в плен. Противник может осуществить это свое намерение, так как он занимает районы переправ через Волгу как на севере, так и в центре, и на юге от Сталинграда. Чтобы предотвратить эту опасность, надо оттеснить противника от Волги и вновь захватить те улицы и дома Сталинграда, которые противник отобрал у вас. Для этого необходимо превратить каждый дом и каждую улицу Сталинграда в крепость. К сожалению, Вы этого не сумели сделать и все еще продолжаете сдавать противнику квартал за кварталом. Это говорит о Вашей плохой работе. Сил у Вас в районе Сталинграда больше, чем у противника, и, несмотря на это противник продолжает теснить вас. Я недоволен Вашей работой на Сталинградском фронте и требую, чтобы Вы приняли все меры для защиты Сталинграда. Сталинград не должен быть сдан противнику, а та часть Сталинграда, которая занята противником, должна быть освобождена".
• С этого дня, ввиду безрезультатности атак, немцы отказываются от активных действий против наших частей, оборонявших посёлок завода "Красный Октябрь", и перенесли свои усилия к северу. С 28 сентября за семь суток непрерывных боёв противнику ценою больших потерь удалось продвинуться всего лишь на 400 – 600 м. Возраставшие потери врага вынуждают его вводить в бой строительные, понтонные части, так как ни резервов, ни подходивших пополнений нахватало.
• Весь день противник атакует позиции советских воинов в районе поселка Сталинградского тракторного завода. Наступательные действия немецко-фашистских войск сопровождаются непрерывной бомбардировкой авиации. Только на боевые порядки 37-й гвардейской стрелковой дивизии за день противник совершил до 700 самолетовылетов.
• Военный совет 62-й армии принял постановление: "Призвать в Красную Армию и зачислить на все виды довольствия с 5 октября 1942 г. рабочие вооруженные отряды Краснооктябрьского, Баррикадного и Тракторозаводского районов, Особый вооруженный отряд рабочих СТЗ и Истребительный отряд Тракторозаводского района".
471-й день войны. 5 октября 1942 года
Продолжение борьбы требовало новых сил. 62-й армии нужна была передышка, чтобы привести части в порядок, подтянуть артиллерию и боеприпасы, влить пополнение. В ночь на 5 октября стала переправляться на правый берег 84-я танковая бригада, но ее материальная часть - артиллерия и танки - еще оставалась на левом берегу. Сразу удалось переправить лишь легкие танки, которые использовались в 37-й гвардейской и 308-й стрелковых дивизиях как огневые точки. На улицах заводских поселков и перед заводскими цехами строились блиндажи, стрелковые ячейки, ходы сообщения.
5 октября 1942 года Военный совет 62-й армии принял постановление о включении в состав армии вооруженных отрядов рабочих сталинградских заводов, которые до этого действовали как самостоятельные единицы. В результате в 62-ю армию вошли 7 вооруженных рабочих отрядов, насчитывающих 656 бойцов.
Тяжелейшие бои продолжались и на других участках Сталинградского сражения. Ночью 5 октября 1942 года юго-западнее Серафимовича на высотах в районе Верхне-Фомихинского грудью закрыл амбразуру вражеского дзота боец 7-й роты 3-й стрелковой бригады 405-го стрелкового полка 124-й стрелковой дивизии Николай Аверьянов. Через месяц, 5 ноября, он был посмертно награжден орденом Красного Знамени.
Подвиг Николая Филипповича Аверьянова
В течение сентября – начале октября 1942 года развернулись ожесточенные бои за Сталинград. В полосе обороны 21-й армии Сталинградского фронта противник ввел в сражение из резерва 3-ю румынскую армию. Юго-западнее г. Серафимович, на высотах, вела тяжелые оборонительные бои 124-я стрелковая дивизия. В ночь на 5 октября 406-й стрелковый полк, оборонявшийся в центре боевого порядка дивизии, частью сил перешел в наступление на населенный пункт Верхнее-Фоминское. Противник успел на этом направлении окапаться, построить дзоты, создать минные поля и проволочные заграждения. Для ликвидации его огневых точек в полку были созданы штурмовые группы, которые должны были блокировать их, а затем уничтожить. Выполняя эту задачу, 7-я стрелковая рота в районе хутора Хованский в течение ночного боя уничтожила несколько дзотов противника. Рота успешно продвигалась вперед. На рассвете внезапно по ней открыл непрерывный огонь пулемет из дзота. Бойцы залегли. Находящийся недалеко от него Н. Ф. Аверьянов бросил под амбразуру огневой точки связку гранат. Мощный взрыв, повредив накат дзота, заставил пулемет замолчать, но как только пехота поднялась в атаку, он вновь открыл губительный огонь. У Аверьянова больше не было патронов, ни гранат. Он поднялся с земли, оглянулся в сторону своих товарищей и бросился к огнедышащей свинцовым огнем амбразуре дзота и закрыл её своим телом. Приказом командующего войсками Донского фронта от 5 ноября 1942 года рядовой Аверьянов Николай Филиппович был награжден орденом Красного Знамени (посмертно). Родился Аверьянов Н.Ф. в 1912 году в д. Неговка Буда-Кошелевского района Гомельской область в Белоруссии, в семье крестьянина. Похоронили геройски погибшего солдата в братской могиле в х. Хованский Серафимовичского района Сталинградской области. Одна из улиц в г. Серафимович названа именем Николая Филипповича Аверьянова.
(фотография не сохранилась)
На амбразуру вражеского дзота
Улица Аверьянова
Аверьянов Николай Филиппович (1912 – 1942)
Родился в д. Неговка Буда-Кошелевского района Гомельской области
Красноармеец 7-й роты, 3- батальона, 406-СП, 124- СД, 21А.
Награжден орденом Красного Знамени (посмертно)
Похоронен в братской могиле в х. Хованском, Серафимовичского района
Аверьянов Николай Филиппович рос и воспитывался как большинство крестьянских детей – с малых лет помогал, в меру своих сил, родителям по хозяйству, юношей стал активно работать в колхозе, был передовиком колхозного производства. Женился, появились дети, счастливо и дружно жила семья Аверьяновых. Но гитлеровская Германия вероломно напала на нашу страну, и Белоруссия оказалась на одном из главных направлений фашистской армии.
В грозные годы Великой Отечественной войны уроженец Белоруссии Н. Ф. Аверьянов участвовал в боях на Харьковском, Курском, а затем на Сталинградском направлении. В июле 1942 года он уже был на Дону. 21-я Армия под командованием генерала – майора Данилова удерживала плацдарм на правом берегу Дона в районах станицы Клетской и г. Серафимовича. Воины 21-й Армии, ведя ожесточенные бои за плацдарм, стремились его расширить, улучшить свои позиции. В первых числах октября 1942 года 124-я стрелковая дивизия под командованием полковника Белова вела упорные бои, прощупывая оборону противника на высотах юго-западнее г. Серафимовича в сторону населенного пункта Верхне-Фомихинский, стремилась овладеть господствующими высотами. Немцы прочно закрепились на высоте, которая находилась южнее, построили надежные дзоты, такие, что даже бомбы не могли их разрушить, снаряды взять не в силах были. Не уничтожив их, нельзя было начинать наступление: слишком плотный пулеметный огонь вели из тех дзотов враги.
Николай Аверьянов знал, что делать. Надо подобраться к дзоту и уничтожить пулеметные точки гранатами. Два дня изучал он путь от своих окопов до вражеских дзотов. Ведь задание придется выполнять ночью. Каждый бугорок, каждую низинку приметил, воронку присмотрел на всякий случай. И вот пришла ночь, тот самый в жизни час, который равен вечности. Гранаты в руке, гранаты на поясе. Только бы не заметили враги. С высоты полосует небо ракета, и замирает боец, распластавшись на леденяще холодной земле, с горечью отмечал, какими ничтожно низкими оказались бугорки, какими мелкими оказались впадины. Заметил его фашист или ради страховки губит патроны? Пули посвистывают над ним, он ждет, когда погаснет ракета. У самого дзота вроде бы легче стало: воронки от бомб, снаряды надежнее укрывают. Но Николая уже заметили. Свинцовые пули пытаются его нащупать в воронке. Напрасно. Ему нужен был всего лишь миг темноты, чтобы перескочить в другую воронку, поближе к дзоту. Там, у подножья высоты, бойцы видели трепетавшее пламя пулеметного огня. И он заставил замолчать пулемет. Этот взрыв взбудоражил фашистов, засевших в укреплении. Словно взбесился пулемет в соседнем дзоте, всполошились автоматчики. И было ясно – Аверьянову удобного момента больше не будет. Целясь в красное пламя работающего пулемета, он бросил гранату. Пулемет захлебнулся, но лишь на мгновенье. Аверьянов, забыв об опасности, быстро пополз к пулеметной точке. Там, у подножья высоты 180,0, бойцы видели в свете ракет, как у дзота мелькнула тень бойца и заслонила жаркое пламя пулемета. Ночная степь всколыхнулась, и бесконечное, покатистое «УРА!» устремилось вверх по склону. Не выдержали фашисты, кинулись из своих укреплений прочь в темноту.
Пожертвовав собой, Н.Ф. Аверьянов обеспечил своему подразделению выполнение боевой задачи, рота в этом бою взяла 3 дзота. Приказом командующего войсками Донского фронта № 43/н от 05.11.1942 года рядовой Аверьянов Н.Ф. был награжден орденом Красного Знамени (посмертно). Похоронен в братской могиле в х. Хованском, далеко от родной белорусской деревни Неговка, что на Гомельщине, а в г. Серафимовиче 2-я Нижняя улица решением Серафимовичского городского Совета депутатов трудящихся от 26.11.1975 г. переименована на улицу имени Аверьянова, и установлена мемориальная доска с надписью на доме № 1: «Эта улица переименована в честь солдата Николая Филипповича Аверьянова – закрывшим своим телом амбразуру дзота 5 октября 1942 года».
Авторы статьи - Л.Н. Куприянова, Т.В. Козарик
Комментариев нет:
Отправить комментарий