Хроника огненных дней
6 августа 1942 года, четверг
Небо над Сталинградом защищают советские летчики
Дорогие друзья!
Продолжаем рассказывать о событиях Сталинградской битвы по дням. Вот что происходило в четверг, 6 августа 1942 года:
• Началась Армавирско – Майкопская оборонительная операция войск Северо-Кавказского фронта против 1-й танковой армии противника. (завершилась 17.8.1942).
• 4-я танковая армия немцев, развивая наступление вдоль железной дороги Тихорецк—Сталинград, вышла на рубеж оз. Цаца, Плодовитое, Абганерово, раз. Капкинский, Жутово и далее по южному берегу р. Аксай
• Немецко-фашистские войска атакуют левый фланг 64-й армии на участке Абганерово, Тингута, оборонявшемся частями 126 и 38-й стрелковых дивизий. К 10 часам группа немецких танков (около 70) прорвалась в стыке между дивизиями и вышла в район разъезда 74-й км. Наступавшая за танками вражеская пехота была остановлена. Группа прорвавшихся танков, контратакованная частями 13-го танкового корпуса 20-й истребительной бригады, к середине дня с большими потерями была отброшена за передний край. Противник предпринял ещё ряд атак, которые перемежались с авиационными налётами. В 16.25 противник перешёл в атаку из района селения Плодовитое, в направлении на разъезд 74-й км. Прорвав фронт обороны 38-й стрелковой дивизии на участке ферма № 2, ферма № 3, противник к исходу дня вновь занял разъезд 74 км и продвинулся далее на северо-восток к ст. Тингута. Дальнейшее проникновение противника в глубину советской обороны было приостановлено.
• Командир 183-го истребительного авиационного полка 8-й воздушной армии старший лейтенант М. Д. Баранов в бою с 25 фашистскими истребителями и бомбардировщиками сбил 4 самолета, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.
Михаил Баранов |
6 августа 1942 года, 411 день войны…
Сталинградский фронт прикрывает советская авиация. Летчик М. Д. Баранов – Герой Советского Союза
В тяжелые дни непрерывных сражений особенно большую волю к победе проявляли летчики-истребители.
6 Августа 1942 года о летчике Михаиле Баранове узнала вся страна. В тот день Совинформбюро сообщило: "Командир звена 183-го истребительного авиационного полка 8-й Воздушной армии Старший лейтенант М. Д. Баранов, возглавляя группу патрулировавших над переправой через Дон самолётов, вступил в бой с 25 истребителями противника. В первой атаке Баранов сбил один самолёт. Затем атаковал подошедшие бомбардировщики врага, подбил одни из них и принудил совершить посадку в расположении советских войск. В ходе боя Баранов заметил, что немецкие истребители атаковали советских штурмовиков. Баранов немедленно пришёл им на помощь и сбил ещё один вражеский самолёт. Израсходовав боезапас, он пошёл на таран и плоскостью своего самолёта нанес удар по хвостовому оперению вражеской машины. Та рухнула на землю. Баранов спасся, выбросившись с парашютом".
Позднее, посвящая этому выдающемуся подвигу большую статью под названием "Самолёт 24-х звёзд", известный советский писатель П. А. Павленко рассказывал в ней: "При подходе к цели группа Баранова заметила 4 Ме-109, атакующие нашу пехоту. План боя родился мгновенно. Баранов и сержант Савинов вдвоём сбивают один Ме-109. Второй фашист атакует Баранова. Лейтенант Юдин, выручая командира, зажигает самолёт атакующего врага. Пара уцелевших "Мессеров" уходит. И тотчас же, без передышки, завязывается второй бой: большая группа вражеских истребителей и бомбардировщиков нападает на 3 наших самолёта. Соотношение сил в пользу противника. На одного Баранова приходится 5 Ме-109 и 7 Ю-88. Он сбивает 2 истребителя, а когда иссякают боеприпасы, таранит 3-го. Самолёт немца и самолёт Баранова падают почти одновременно. Баранов выбрасывается с парашютом и под прикрытием своих товарищей благополучно достигает земли... Один час этого последнего воздушного боя... стоил немцам 9 истребителей и 1 бомбардировщика..."
Летевший в другой группе наших истребителей Младший лейтенант Иван Сержантов увидел, как на спускавшегося с парашютом нашего лётчика устремились 3 Ме-109, и смело вступил в бой с ними, чтобы спасти Баранова. Благодаря умелым маневрам, он сбил вражескую машину и прикрыл Баранова от последующих атак противника.
Через несколько дней, 12 Августа 1942 года, Михаилу Баранову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда. Отмечая это событие в жизни лётчика, газета "Правда" в статье "Герои воздушных боёв на Дону" писала о нём, как о "храбрейшем из храбрейших... выдающемся лётчике истребителе". Имя Баранова стало в те дни одним из самых популярных не только в 8-й Воздушной армии, но и во всех частях и соединениях Военно - Воздушных Сил Советской Армии.
Когда осенью 1942 года командующий 8-й Воздушной армией Генерал - лейтенант Т. Т. Хрюкин принял решение пополнить 9-й Гвардейский авиаполк лучшими лётчиками армии, то одним из первых направил туда Капитана М. Д. Баранова и лётчика той же дивизии И. Я. Сержантова. Это было большой поддержкой боевому коллективу этой части.
Истребитель Як-1 М. Д. Баранова. Сталинградский фронт, осень 1942 года.
Разумеется, весь личный состав 9-го Гвардейского ИАП уже знал о Баранове, многие видели знаменитый бой 6 Августа, и потому появление его в полку было воспринято всеми с большой радостью.
Вот как пишет о первой встрече с Михаилом Барановым в этом полку В. Д. Лавриненков в своей книге "Возвращение в небо":
"Не успели оглядеться, как вслед за нами вошла группа мужчин. На их гимнастёрках сверкали награды. Среди вошедших было 3 Героя Советского Союза. Один из них - блондин среднего роста - сразу привлёк моё внимание.
- Баранов, - назвал он себя.
Я с восторгом смотрел на него. Славные боевые дела Баранова были известны всем лётчикам, мы помнили его по портретам в газетах, знали, что служит он где-то рядом с нами, иногда и встречались в воздухе. Баранов в те дни был самым популярным истребителем на нашем фронте.
Оглядев новичков, Баранов стал расспрашивать, кто откуда прибыл. Тут-то мы и узнали, что Капитан М. Д. Баранов является заместителем командира 9-го Гвардейского полка".
Поздравление - М. Д. Баранову
В таковом качество Михаил успешно руководил боевым коллективом. Участвовал в полётах, помогал лётчикам осваивать Як-1. Часто он поднимался в воздух с лётчиками, которые уже заканчивали переучивание, показывал им приёмы воздушного боя, завязывал с ними поединки в зоне, демонстрировал приёмы штурмовки, водил группы истребителей на полигон.
Михаил всегда умел завоевывать тактическое превосходство над противником, даже если тот имел численное преимущество. Его выражение: "Истребитель не считает противника, а бьёт его" - стало крылатым.
Следует сказать, что летал Баранов всегда охотно и с большим азартом. Однако тяжёлый поединок в Августе 1942-го, закончившийся тараном самолёта противника и последующим приземлением с парашютом, нет-нет, да и давал о себе знать. Время от времени он болел. Однажды во время полёта судорогой свело ногу, и он чуть было не погиб. Чтобы немного разгрузить Баранова, его перевели на должность штурмана части. Он продолжал летать, но уже меньше. Так было до 17 Ноября.
В тот день в полку полёты начались как обычно с вылета эскадрилий по маршрутам на отработку групповой слётанности. С одной из них в качестве контролирующего полетел и Баранов. Полёт проходил нормально. Но уже подходя на обратном пути к аэродрому, Михаил почувствовал ослабление реакции правой ноги. Её всё сильнее схватывала судорога.
Летчик М. Д. Баранов со своим самолетом
Совершив посадку, Капитан с тревогой доложил о случившемся командованию. В тот же день по предложению врача полка М. М. Шанькова были оформлены соответствующие документы, и Баранов отбыл в дом отдыха. В течение 20 долгих для него дней Баранов не находил себе места, нервничал и рвался в часть. Однако по окончании срока пребывания в доме отдыха ему не удалось уехать в полк. Он простыл и заболел, и врачи, учитывая общее состояние больного лётчика, направили его и тыловой госпиталь на обследование и стационарное лечение. Но и после пребывания в госпитале Баранову не разрешили поехать в полк, а снова отправили в дом отдыха, чтобы он мог укрепить здоровье. Выданное в госпитале свидетельство предписывало: "...подлежит амбулаторному лечению при части, но к полётам временно не допускается".
С этим запретом на полёты Михаил 15 Января 1943 года вернулся в полк, находящийся уже в Котельниково. Для него было мукой видеть, как его товарищи один за другим поднимаются в небо, а он остаётся на земле. "Не летать, когда все в полку только и живут полётами, - вспоминает В. Д. Лавриненков, - для такого лётчика, как Баранов, было невыносимой пыткой". Через 2 дня он всё же добился у Подполковника Н. А. Верховца, замещавшего командира полка, разрешения и 17 Января вместе с ним выехал на аэродром, чтобы совершить тренировочный полёт.
К их приезду Як-1, недавно полученный с завода и ещё не закрепленный за лётчиком, был подготовлен техником к полёту и осмотрен старшим инженером полка. Михаил ликовал. Наконец-то он полетает. Как зафиксировано в архивных документах, получив задание, Баранов взлетел, но, ввиду обнаруженной уже в воздухе неисправности регулятора оборотов Р-7, сделал круг и вернулся на аэродром.
Не ожидая наладки Р-7 на этом самолёте, Баранов попросил у Верховца разрешения пересесть на другую машину и произвести полёт в зону. Получив такое разрешение, он вторично взлетел. На высоте 3000 метров выполнил левый вираж, потом переворот через крыло и сразу же вывел самолёт в горизонтальный полёт. Машина, управляемая опытным лётчиком, послушно реагировала на отклонение рулей. Но вот самолёт вторично перевернулся вверх колёсами и с нарастающей скоростью пошёл к земле. Истребитель со страшной силой ударился о мёрзлую землю и тут же взорвался... Взрыв был слышен далеко от места падения самолёта... Причина гибели лётчика осталось невыясненной.
Гибель Михаила Баранова была потрясением для полка и всей 8-й Воздушной армии, любимцем которой он был. "...Беспредельно тяжёлая гибель нашего Героя, - указывалось в приказе 268-й ИАД, - призывает нас к ещё большей боевой выучке, к непримиримой ненависти к врагу до полного его уничтожения. Дела твои славные, товарищ Баранов, достойные преданного сына нашей Родины, будут записаны золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны, страна, народ их никогда не забудут. Молодое поколение будет воспитываться на примере твоего мужества, беспредельной преданности Родине и ненависти к врагу".
Спустя 3 дня Гвардейцы, перед тем как перебазироваться на новый аэродром, пришли на могилу Баранова проститься с Героем, намять о котором они пронесут до светлого дня Великой Победы и сохранят на всю жизнь.
Михаил Баранов был самым результативным летчиком-истребителем на момент своей гибели. Менее чем за год боев, в самый тяжелый начальный период войны, совершил 285 боевых вылетов, в 85 воздушных боях сбил лично 24 вражеских самолета и 28 – в составе группы, 6 самолетов уничтожил на аэродромах.
Пройдут годы, и останки аса Сталинграда, Героя Советского Союза Гвардии капитана Михаила Дмитриевича Баранова будут перезахоронены, и его могила войдёт в архитектурно - скульптурный мемориальный ансамбль, открытый на Мамаевом кургане в Волгограде в ознаменование побед Советской Армии, поразивших весь мир.
(Из книги Дмитрия Яковлевича Зильмановича - "На крыльях Родины". Алма - Ата, 1985 год. )
Интересные ссылки
Людмила Борисовна, спасибо за рассказ о мужественных советских летчиках, которые защищали Сталинград. У меня сегодня в Волшебном фонарике новый пост к Юбилею Сталинградской битвы. Я рассказываю о книге Марка Ефетова "Света" о девочке из Сталинграда. Жду ваших комментариев.
ОтветитьУдалитьИрина Михайловна, рада, что информация о летчиках Вас заинтересовала. Обязательно посмотрю Ваш пост и сделаю на него ссылочку в Просто библиоблоге, на странице Акции-эстафеты. Благодарю за активное участие в Акции!
Удалить