вторник, 19 сентября 2023 г.

К 70-летию Себряковского цементного завода

Горняки работают и в степи
Дорогие друзья!
28 сентября 2023 г. Себряковский цементный завод отметит 70-летний юбилей.
Этой знаменательной дате посвящены материалы о работе подразделений предприятия, о реализации масштабной программы технического перевооружения завода.

Себряковское месторождение по запасам мела и глины специалисты считают крупнейшим в Европе. Геолого­разведочные работы по поиску цементного сырья проводили в 1939 году, они были прерваны Великой Отечественной войной. Специалисты пришли к выводу, что месторождение обладает оптимальной пропорцией залегания в земной толще необходимых компонентов мела и глины, необходимых для производства цемента. Так, в послевоенном 1948 году Совет Министров СССР принял постановление о строительстве в городе Михайловке Сталинградской области цементного завода. Чтобы сократить транспортные расходы, не создавать большие запасы сырья непосредственно на предприятии, завод возвели рядом с Себряковским месторождением мела и глины. Разведанные и подтверждённые запасы обеспечат завод сырьём для бесперебойного производства цемента в течение 180 лет. Карьер – главный источник сырья для производства цемента – расположен на расстоянии 3 километров от производственной площадки. С добычи мела и глины начинается работа над цементом. Площадь карьера составляет более 500 гектаров, глубина – около 100 метров. Разработка месторождения ведётся открытым способом, в верхней его части находятся два уступа глины мощностью 30 метров, общая полезная толща мела месторождения составляет более 60 метров.

Важно отметить, что одновременно с разработкой карьера специалисты горного цеха ведут его рекультивацию – комплекс работ, направленный на восстановление плодородной продуктивности земель. Разработку Себряковского месторождения ведут в строгом соответствии с техническим проектом. Это главный нормативный документ для всей службы горного цеха. Он предусматривает расширение границ карьера к 2037 году в северном направлении на 400 метров, в западном – на 250 метров.

Карьер – первое звено технологической цепочки производства цемента. И если завод выпускает около 3 миллионов тонн цемента в год, то для его производства сырья требуется в два раза больше. В прошлом году коллектив горного цеха выдал на­гора 3 435 000 тонн мела, 666 000 тонн глины, перебросил в отвалы 646 000 кубометров вскрышных пород. С опережением плана горняки работают и в этом году. В таком напряжённом ритме специалисты горного цеха трудятся 70 лет.

У Андрея Владимировича Зинченко редкая для наших степных просторов специальность – горный инженер. Он потомственный горняк, за его плечами учёба на горно­геологическом факультете Южно-­Российского государственного технического университета. На заводе он работает с 2004 года, шаг за шагом прошёл все ступени роста: начинал с должности горного мастера, затем стал начальником участка добычи мела, занимал должность технорука горного цеха. В 2015 году Андрей Владимирович Зинченко возглавил коллектив горного цеха. По его признанию, важную роль в становлении как профессионала сыграли технический директор завода Алексей Семёнович Михин и, конечно же, Юрий Николаевич Скрипников, под непосредственным руководством которого начинал свою трудовую деятельность молодой специалист.

За эти годы на его глазах завод принципиально изменился: себряковцы взяли на вооружение энергосберегающий сухой способ обжига клинкера. Система разработки и технологии горных работ осталась прежней. В карьере работает автомобильный и железнодорожный транспорт, мощные экскаваторы, осуществляют внутреннее отвалообразование, выемку полезных ископаемых производят горизонтальными уступами. Кардинальным образом изменился подход к ведению всех процессов горных работ: они стали более оптимальными, прогнозируемыми и управляемыми.
 В.Н. ФИЛИМОНОВ - машинист-экскаватора.
С 2011 года горняки смогли вовлечь в отработку западные участки кондиционных глин, которые ранее не использовали в технологии. Сегодня добыча сырья ведётся равномерно на всей площади карьерного поля без «мёртвых зон». Благодаря усилиям специалистов горные работы в карьере стали более прогнозируемыми, в случае необходимости есть возможность быстро отреагировать и изменить объём подачи того или иного сырья. Оптимизация вспомогательных процессов в карьере позволила полностью отказаться от собственной бригады на железной дороге в пользу специализированной организации. Процессы на железной дороге стали более управляемыми, безопасными, стабильными. Словом, горный цех обладает большим запасом прочности и технологической устойчивости. За последние десять лет в карьере появилась новая техника для вспомогательных работ: бульдозеры, гидравлические экскаваторы, грейдер, тракторы малой механизации. Инвестиционной программой 2023 года запланировано приобретение мощного гидравлического экскаватора для вспомогательных работ.

В 2020 году на участке вскрышных работ остановили роторный комплекс, который ввели в эксплуатацию в 1982 году. Теперь транспортировку вскрышных пород из карьера осуществляют автосамосвалами, тем самым удалось добиться оптимизации процесса отвалообразования и повышения его безопасности.
 И. А. ОБЪЕДКОВ - электросварщик.
Работа в карьере требует большого опыта, квалифицированных кадров, мощного парка грузового транспорта и спецтехники. Днём и ночью, в будни и праздники горняки отправляют сырьё в завалочное отделение и на глиноприготовительный пункт. Их задача – работать ритмично и без сбоев обеспечивать завод мелом и глиной. Сегодня в горном цехе трудятся 210 человек, из них 40 специалистов с высшим образованием, 80 процентов рабочих в своё время окончили техникумы, пять горняков учатся без отрыва от производства. Поступая на работу в горный цех, каждый проходит соответствующее обучение и подготовку. При подготовке специалистов активно используется потенциал учебных центров.

Коллектив горного цеха совместно с другими подразделениями завода ведёт ежедневную работу по стабилизации и улучшению качества себряковского цемента. Его качество начинается с физико­химических характеристик мела и глины. Специалисты горного цеха и лаборатории предприятия постоянно корректируют качество сырья и его подачу из экскаваторных забоев, шихтовку мела и глины. От этого напрямую зависят экономические показатели работы всего коллектива «Себряковцемента», конкурентоспособность выпускаемой продукции.

На работу в карьере в немалой степени влияют погодные условия: морозы, весенняя распутица, аномально жаркое лето, но опыт и профессионализм коллектива – залог успешного решения поставленных задач.

Руководитель горного цеха ценит высокую квалификацию главного маркшейдера карьера мела Романа Владимировича Лащилина. На заводе горный инженер, получивший в своё время специальность «Маркшейдерское дело», работает второй десяток лет. Глубокие теоретические знания и опыт позволяют ему грамотно управлять производственными процессами. Р.В. Лащилин ответственно подошёл к подготовке проектной документации разработки карьера. Благодаря его усилиям сегодня процесс добычи песка на водозаборе приобрёл управляемый, прогнозируемый характер.
 А. Б. АНДРИАНОВ-технорук
После окончания Южно­-Российского государственного технического университета на завод пришёл Андрей Борисович Андрианов, который получил диплом по специальности «Открытая разработка месторождений полезных ископаемых». Он прошёл все ступени роста: начинал горным мастером, был начальником участка добычи мела. Сейчас Андрей Борисович Андрианов – технорук, первый заместитель начальника горного цеха, он ответственный, грамотный специалист, принципиальный руководитель. В поле зрения и ответственности А.Б. Андрианова работа всех участков горного цеха, он организует их взаимодействие в режиме реального времени.

На участке добычи мела трудится плеяда отличных машинистов экскаваторов, среди них Николай Михайлович Уханов, Александр Александрович Ляпин, Пётр Дмитриевич Сухоруков. Все они обладают внушительным опытом работы в карьере, с готовностью передают опыт молодым горнякам.
Н.Н.Толстов- механик по ремонту подвижного состава, С.Н.Сивак-слесарь по ремонту подвижного состава
В карьере задействовано более 60 единиц горнотранспортной техники, поддерживать работоспособность тепловозов и вагонов­думпкаров – задача ремонтников участка железнодорожного транспорта. С этой задачей умело справляется Николай Николаевич Толстов. Уже 30 лет на участке по ремонту подвижного состава работает Сергей Николаевич Сивак, он один из самых опытных слесарей депо.

Владимира Андреевича Цыканова в коллективе по праву считают грамотнейшим специалистом, 16 лет он работал на роторном комплексе, ремонтировал и поддерживал его работоспособность. После остановки комплекса В.А. Цыканова перевели в механики по ремонту горного оборудования. Специалисты участка механизации обеспечивают работоспособность автосамосвалов БелАЗ – единственного транспорта, занятого перевозкой вскрышных пород. Высокая техническая грамотность, незамедлительная скорость принятия решений, умелое их выполнение – отличительная черта В.А. Цыканова.
 В. А. ЦЫКАНОВ - старший механик
В состав горного цеха долгие годы входило глиноприготовительное отделение, которое поставляло шлам для вращающихся печей, работавших по мокрому способу обжига клинкера. После перевода печей № 5 и 7 на энергосберегающую технологию стал вопрос об остановке и консервации подразделения. С этим сложным заданием успешно справился начальник глиноприготовительного отделения Юрий Алексеевич Малик. Долгие годы его отец Алексей Григорьевич Малик руководил работой этого подразделения, передавал опыт сыну. В 2005 году Алексея Григорьевича проводили на заслуженный отдых, рабочую эстафету принял его сын. Благодаря усилиям Юрия Алексеевича после периода консервации глиноприготовительное отделение успешно начало работать. В промежутки остановки глиноприготовительного отделения Ю.А. Малик работал старшим механиком по ремонту горного оборудования на участке механизации.
 О. В. Крапчетов - водитель БЕЛАЗА.
Федеральный закон «О промышленной безопасности» обязывает предприятия, ведущие горные работы, создать свою вспомогательную горноспасательную команду. В АО «Себряковцемент» такая команда была создана в 2016 году, каждые три года её члены успешно проходили переаттестацию, которая включает медицинское обследование горняков, обучение в специализированном центре в течение двух недель и ряд экзаменов. Сегодня в команду входит 14 человек: Н.А. Гончаров, С.А. Рябов, М.Ю. Усков, Е.В. Иванов, С.И. Тарелкин, С.А. Сердюков, Э.В. Ястребов, М.В. Чистохин, О.А. Мелихов, В.Н. Филимонов, С.Н. Филимонов, Д.В. Денисов, Н.А. Зеничев, С.С. Малик. Раз в полгода они выезжают на тренировки в город Шахты Ростовской области.

С полной отдачей в горном цехе трудятся мастера, маркшейдер, энергетики, механики, ремонтники, водители БелАЗов, машинисты бульдозеров, экскаваторов. Все они активно вовлечены в производственный процесс. Слаженная работа всего коллектива определяет успех в выполнении основных задач цеха.
Автор Галина Нечаева.
Фото Лилии Усачёвой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий