Как лечили в Царицыне
Дорогие друзья!
Интересный краеведческий материал нашла в журнале «Отчий край». Он посвящен медицине г. Царицына в начале ХХ века. Сейчас в связи с пандемией тема медицины вызывает интерес. Предлагаю информацию о том, как лечили в городе до революции 1917 г.
Старина притягивает некой тайной, особым, почти трепетным отношением к пониманию взаимодействия человека с природой. Об этом свидетельствуют сказания, легенды, былины. Древняя русская медицина представляла сумму знаний о целебных силах природы и элементах магии: «сметание», «сливание», «омовение водой», «приколень лихорадки» и другое.
Л. Я. Скороходов сообщает, что арабских купцов, посетивших Волгу, поразило отношение к больным: «Близко к больному не подходят и не говорят с ним, его устраивают в отдалении, оставят с ним хлеба и воды... Когда выздоровеет, он возвращается к своим».
Е. И. Гуляева констатирует, что уже в первом тысячелетии н. э. у славян сложился свой медико-санитарный быт, в котором большую оздоровительную роль играла паровая баня. Конечно, изоляция заболевшего и использование очистительной силы воды было достаточно целесообразным и прогрессивным воззрением в предотвращении заразных болезней.
Однако в старину жизнь была сурова и полна неожиданностей. Так в 1729—1730 годах, в период эпидемической вспышки респираторных заболеваний, Российская медицинская канцелярия издаёт указ «Предупреждение о болезнях, происходящих от заражённого воздуха». Впервые констатировалась реальная возможность распространения болезни воздушно-капельным путём. Но что в ту пору могли ответить медики на этот грозный указ? Для профилактики осложнений они рекомендовали: «принять слабительное, выпить горячего настоя липы, хорошенько пропотеть, затем принять горячим средство, состоящее из протёртой луковицы, залитой бутылкой кипящего молока, и настоянное двадцать минут. Одну половину принять вечером, вторую — утром. Так несколько дней. Болезнь пройдёт без осложнений».
Совет нельзя не признать рациональным. В XVI веке «лихорадка»-эпидемия добралась из Венеции и Милана на судах до Америки. В 1743 году с «лёгкой руки» французских врачей это заболевание назвали словом «грипп», что означает «хватать, овладевать». В 1957 году он сократил население планеты на миллион жителей.
Сто лет назад Царицын считали очагом, в котором развивались занесённые из Азии эпидемии чумы, холеры, распространявшиеся затем по всей России.
В те времена город с населением в сто тысяч человек был важнейшим центром транзитной торговли рыбой, лесом, хлебом, арбузами, нефтью. Правительство было всерьёз озабочено ростом эпидемий среди населения Поволжья. Поэтому в 1908 году была образована Комиссия по оздоровлению Самары, Саратова, Царицына, Астрахани. В неё вошли профессор гигиены Г. В. Хлопин, профессор технико-строительного комитета внутренних дел Н. К. Чижов, статские советники Г. Г. Витте, П. М. Гришкевич-Трохимовский.
Комиссия изучила санитарное и финансовое состояние этих городов.
Подробные данные были представлены в книге Г. В. Хлопина «Материалы по оздоровлению России» (1911).
Поражала огромная ежегодная смертность детей до года (46,6 процента) и в возрасте до пяти лет (67,9). Самыми высокими были эти показатели в Царицыне. Причинами высокой смертности являлись тиф, чума, дифтерия, холера, оспа, туберкулёз. Фотографии книги демонстрируют выливание нечистот на свалки и в овраги, мытьё белья в сточной воде. Всё это попадало на сухую, невспаханную землю и дождями смывалось в Царицу.
Население уезда пользовалось водой из трёх источников: родников, колодцев и рек. Как писал санитарный врач В. Е. Забалцев, «санитарная неосведомлённость обнаруживает поразительно небрежное их содержание». Он же впервые определяет для населения понятие «питьевая вода», то есть та, что приходит «в тесное соприкосновение с человеком», используется непосредственно для питья, приготовлeния пищи, мытья посуды, белья. Однако само население было более озабочено не недостатком питьевой воды, а затруднением в водопое скота или тушении пожаров.
Санитарная комиссия взывает к «принудительным мерам» оздоровления местности и жилья. В качестве неотложных мероприятий предлагается рациональная система вывоза нечистот, контроль за водоснабжением, создание широкой сети первичной амбулаторной помощи.
В 1907 году, в момент наибольшего развития холерной эпидемии, медицинский персонал Царицына состоял всего из трёх врачей для оказания помощи на дому и двух - в холерной больнице. Комиссия ставила перед городской управой вопрос о строительстве канализационной системы в Царицыне. Её проектирование в 1909 году было поручено профессору Н. К. Чижову.
Городская больница
В апреле 1905 года открывается первая Александровская городская больница (ныне областная клиническая больница № 1) на пятьдесят коек. Первым главврачом Александровской больницы стал Григорий Аверкиевич Гусев, прослуживший на этой должности до 1920 года.
Первый главврач Александровской больницы Григорий Аверкиевич Гусев
Для заразных больных было выделено восемь коек при больнице уездного земства. Конечно, это не могло обеспечить потребность города ни в улучшении его санитарного состояния, ни в больничном лечении.
Во второй половине 1908 года учреждается санитарная лаборатория, приглашается первый санитарный врач (Н. И. Родионов). Он разворачивает энергичную деятельность: проведены санитарные осмотры базаров, торговых помещений, постоялых дворов, ночлежных домов. Был установлен санитарный контроль за работой очистительных сооружений и водопровода, контроль за портом, судовыми рабочими (их питание, лечение), надзор за состоянием окраин, проституцией. Городская управа возлагала на единственного санитарного врача всё новые и новые обязанности, в результате чего он был вынужден отказаться от службы.
Население Царицына относилось к профилактическим мерам с недоверием. Врачам пришлось вести активную разъяснительную работу по улучшению санитарно-гигиенического состояния домов, дворов, улиц.
В этом отношении показательны «Деревенские беседы» врача И. Маллесона, который еще в 1892 году обучал население гигиеническим навыкам — рассказывал о вреде «переедания и перепития», о том, как ухаживать за больными, как уберечься от холеры, оспы, чумы.
В 1911— 1912 годах в России ежегодно умирало от туберкулёза шестьсот тысяч человек. Возникает общественное движение «по борьбе с чахоткой». Возглавила его Всероссийская лига, отдел которой был открыт и в Царицыне. Популяризация антитуберкулёзных идей, сбор общественных средств осуществлялись с помощью праздника «Белого цветка», или «Белой ромашки», проводившегося ежегодно в апреле-мае. Сбор средств от уличной продажи цветов, популярной литературы и пожертвований поступал в кассу лиги. В кинематографе «Аквариум» известные доктора Царицына — П. Сементовский, С. Фельдман, Д. Фелицин — в эти дни бесплатно читали лекции «О чахотке с картинами».
Царицынский отдел лиги одновременно являлся обществом содействия внешкольному образованию, то есть повышал санитарно-гигиенические знания учащихся.
В десяти верстах от Царицына при станции Разгуляевка организуется летняя детская колония, то есть санаторий, в котором «всё устроено удобно, комнаты высокие, светлые, просторные». Для развлечения детей доктор П. Тапер дарит санаторию граммофон, организует музыкальные вечера.
В Камышинском уезде для больных туберкулёзом в 1913 году открывается кумысолечебница. Стоимость содержания в ней составляет 29,6 копейки на человека в день. Питание было «четырёхкратным»: щи, мясной суп, котлеты, молоко, белый хлеб, пироги. Бутылка кумыса стоила 5-7 копеек. Ежегодно на 450 человек платных пациентов приходилось 260 лечившихся бесплатно. Некоторые лучшие традиции царицынской медицины прошли через века, сохранившись до наших дней. К сожалению, не все. Главное, чтобы разум, гуманизм и профессиональное служение в таком святом деле, как врачевание, не зависели от исторических времён. Как говорили древние мудрецы,
Уж если живущему жизнь
дана небесами,
Поддерживать надо её
священное пламя.
Галина МЕЛЬНИКОВА
Источник: Отчий край, 2009, №2, С.234-236.
Интересные ссылки
Комментариев нет:
Отправить комментарий