Дочь сталинградского летчика узнала о судьбе отца через 74 года после его гибели
Дорогие друзья!
Очень интересная информация появилась в нашей областной газете «Волгоградская правда».
В начале февраля 2016 года в Военный комиссариат Волгоградской области пришло письмо из Новгородской областной общественной организации «Поисковая экспедиция «Долина» памяти Н. И. Орлова»
В письме сообщалось: «В ходе поисковых работ весной 2015 года на местах боевых действий периода Великой Отечественной войны в районе деревни Черной Демянского муниципального района Новгородской области найдены остатки самолета ПЕ-2 с членами экипажа. Удалось установить личности погибших летчиков. Один их них – Морозов Иван Тимофеевич, 1916 г. р., лейтенант, уроженец БССР, Могилевская обл., Белынический р-н, Прихабский с?/?с, д. Барсуки. Адрес семьи: жена – Морозова Агрипина Федоровна, Сталинградская обл., Михайловский р-н, Демченский с?/?с, хутор Прудновский. Останки погибшего захоронены 07.05.2015 г. на воинском кладбище в д. Бель-1 Маревского муниципального района Новгородской области. Обращаемся к вам с просьбой о содействии в розыске родных погибшего защитника Отечества».
С помощью сотрудников «Долины» мы связались с Вадимом Антоновым, историком, одним из тех поисковиков, кто нашел и поднял останки летчиков.
Вот его рассказ.
– Во время проведения поисковым отрядом «Демянск» разведки на границе Демянского и Маревского районов Новгородской области ранней весной 2015 года было обнаружено предполагаемое место падения советского самолета.
Похоронили в канун Победы
Опрос старожилов окрестных деревень и изучение дел из фондов 6?й воздушной армии ВВС Северо-Западного фронта и 34?й армии в ЦАМО позволили установить, что в этом районе было сбито несколько советских самолетов. Старожилы вспомнили, что в начале лета 1942 года неподалеку от дальнего выгона, на краю болотца, был замечен разбитый двухмоторный самолет со звездами на крыльях, с него местным жителем были принесены два парашюта и два пистолета «ТТ», о судьбе экипажа они ничего сказать не могли.
Исходя из района обнаружения воронки и описания местных жителей, удалось примерно определить тип самолета – бомбардировщик, а также части ВВС, которые совершали вылеты в этот район. Под исходные данные подходил всего один самолет: ПЕ-2 из 58?го бомбардировочного авиаполка 6?й воздушной армии, сбит 20.05.1942 г., упал в районе Черная восточная, цель вылета – бомбежка войск противника в районе Тарасово – Икандово. Из вылета не вернулись: летчик – лейтенант Иван Тимофеевич Морозов, штурман (стрелок-бомбардир) – лейтенант Александр Ильич Лагутин, воздушный стрелок-радист – младший сержант Александр Антонович Исаченков.
На месте падения были видны воронки: одна большая в центре и две маленькие сбоку, что подтверждало версию о двухмоторном самолете. Вокруг было разбросано большое количество алюминия от обшивки и конструкций самолета. Цвет обшивки – зеленый, что подтверждало версию, что самолет упал не зимой. Найденные обломки центроплана подтвердили, что это именно ПЕ-2. Поисковики выкачали воду из воронок, сняли и просеяли грунт и дерн на десятки метров вокруг них. Удалось установить дополнительные подробности трагедии: самолет был подбит и пытался совершить вынужденную посадку на выгон, но зацепил деревья и упал, экипаж погиб, самолет был сильно разрушен, после чего взорвался. Останки погибших летчиков находились в машине. Захоронение их состоялось 7 мая 2015 года.
«Это папа, он летчик…»
– Поиск родственников лейтенанта Ивана Морозова мы начали в тот же самый день, как получили письмо, – рассказал начальник отделения Военного комиссариата Волгоградской области по работе с гражданским населением Сергей Нарижный. – На сайте «Память народа» Министерства обороны России в донесении о гибели И. Т. Морозова обратили внимание на небольшую особенность. В графе о составе семьи стоит пометка «один ребенок». Значит, его ребенку полагалась пенсия. Но, скорее всего, выплата ее могла продолжаться до 1958–1959 годов, и поэтому сроки хранения таких документов давно прошли. Сотрудница Михайловского военкомата поехала в хутор Прудки. И там нам повезло: нашлась бабушка, которая не только помнила жену Морозова – Агриппину Федоровну, но и сообщила: «У нее дочь была, Майя, доктором работала в Михайловке». Уже с помощью сотрудников администрации Михайловки нашли телефон дочери – Майи Ивановны Болгуриной. И позвонили ей.
О том, как прошел этот разговор, сотрудники военкомата говорят с нескрываемым волнением. Хотя такие поручения им приходилось выполнять, но привыкнуть к этому невозможно.
С Майей Ивановной Болгуриной я встретился примерно через месяц после того, как ей сообщили, что останки отца найдены и похоронены в Новгородской области.
– Не могу до сих пор успокоиться, – пытаясь скрыть волнение, признается Майя Ивановна. – Папу я не помню, мне было около года, когда он приезжал к нам. О нем знаю со слов мамы и бабушки. Рассказывали, что он брал меня на руки, пел и танцевал со мной.
Папа учился в 7?й Сталинградской военно-авиационной школе имени Сталинградского Краснознаменного пролетариата. Закончил ее в 1938 году в группе инструктора лейтенанта Попова. С мамой они поженились после учебы. Вместе поехали к месту службы на Украину, в Кировоград, где я родилась в военном гарнизоне 1 мая 1940 года, поэтому и назвали Майей.
Я хорошо себя помню в четыре года. Бабушка мне говорила: «Видишь, самолет летит? Это папа, он летчик». Эти слова так запомнились, что до сих пор поднимаю голову, когда вижу пролетающий самолет.
Мама замуж больше не вышла. Вообще рядом с ней никого из мужчин я не видела. Просто никто другой, кроме папы, не нужен был. После войны мама писала в архивы, надеялась что-то узнать о судьбе папы. И ждала…
***
– На майские праздники всей семьей поедем на могилу папы, – говорит Майя Ивановна. – К этому времени сойдет снег и подсохнет земля. Отвезем землю с могилы мамы. Пусть они навсегда будут вместе…
Фото Александр Фолиев, архив М. Болгуриной
Большая работа проделана))) С волнением читала каждую строчку Вашего сообщения. Через столько лет узнать о своем отце! Комок к горлу у меня подступил
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, здравствуйте! Я примерно те же эмоции испытывала, когда читала эту статью. Разместила её в блоге потому, что Майя Ивановна Болгурина - наша землячка, жительница нашего города, известный человек. Это огромное счастье - найти сведения и могилу отца через столько лет! Пусть больше людей узнают об этой хорошей новости!
УдалитьБлагодарю Вас за душевный отклик, за неравнодушие. Всех благ Вам!