суббота, 13 февраля 2016 г.

Сталинградская битва

«Белая лилия Сталинграда»: Лидия Литвяк
Дорогие друзья!
Дата Сталинградской битвы прошла, но нашла очень интересный материал о женщине-летчице, участнице Сталинградской битвы – Лидии Литвяк. Чтобы не забылось её имя, её подвиг  - размещаю информацию о ней в блоге. Материал можно использовать при подготовке массовых мероприятий с детьми и молодежью. Да и всем неравнодушным к военной истории России, её героям будет интересно познакомиться с биографией и подвигом этой бесстрашной летчицы. Мы должны знать свою историю, своих Героев!

Так уж получилось, что среди советских истребителей-асов, отличившихся в Великую Отечественную войну, всенародная известность и слава достались, по сути, лишь двоим, самым лучшим – Ивану Кожедубу (по уточнённым данным – 64 личные победы) и Александру Покрышкину (59). К превеликому сожалению,  других наших «соколов» в народе практически не знают. Ну, знают, правда, ещё – благодаря книге Бориса Полевого – про Алексея Маресьева (11, в т.ч. 7 после возвращения в строй, с ампутированными ногами). Кто-то может припомнить славного сына крымско-татарского и дагестанского народов Амет-Хана Султана (30 плюс 19 побед в группе). Вот, собственно говоря, и всё, вернее – все…
В тени Кожедуба и Покрышкина оказался даже третий наш ас, сослуживец Покрышкина – дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов, уступивший Покрышкину совсем немного (56 побед). Тут, однако, имеется одно обстоятельство: Речкалов был прекрасным лётчиком и храбрым человеком, но обладал сложным характером, был излишне амбициозен и «хромал» по части боевой дисциплины.
Лидия Владимировна Литвяк
…В общем, недостаточно наш народ знает своих героев-авиаторов и крайне важно поэтому вести соответствующую работу по устранению «белых пятен». А ведь, между прочим, в Красной Армии воевала лучшая женщина-ас в истории авиации – Лидия Литвяк. Особо отличилась она в Сталинградской битве.  А похоронена Лидия Литвяк на Украине – в братской могиле в селе Дмитриевка Шахтёрского района Донецкой области.

Родилась Лидия в Москве в 1921 году. Как и многие молодые люди 30-х годов, увлеклась авиацией. С 14-ти лет она посещала авиаклуб и в 15 совершила свой первый самостоятельный полёт. После окончания Херсонской авиашколы лётчиков-инструкторов работала инструктором в Калининском аэроклубе. Причём Литвяк отлично проявила себя на этой работе, подготовив до войны 45 курсантов.

Когда началась Великая Отечественная война, советское командование не планировало широкого участия женщин в боевой авиации. Однако огромные потери лётного состава заставили изменить первоначальные намерения. Уже в октябре 1941 года было принято решение сформировать из добровольцев три женских авиаполка. Руководить данной работой поручили легендарной лётчице Марине Расковой.
Лидия Литвяк
В начале 1942-го Лидия Литвяк подала прошение в боевую – истребительную – авиацию, приписав себе недостающих 100 лётных часов. Её зачислили в 586-й истребительный авиаполк (иап). Свой первый боевой вылет Литвяк совершила в июне в небе над Саратовом.
А в сентябре она уже воевала на Сталинградском фронте в составе 437-го «мужского» авиаполка, летая на Ла-5. Позже пересела на Як-1 с жёлтым номером «44» на борту.

Первые личные победы Лидия одержала 13 сентября 1942 года, сбив сразу два самолёта – истребитель Messerschmitt Bf 109 и скоростной бомбардировщик Junkers Ju 88. Вскоре «последовал» ещё один «юнкерс». Затем Литвяк перевели в отдельное женское звено, созданное при штабе дивизии, а потом в полк асов – 9-й гвардейский Одесский иап.
Лидия Литвяк была ещё совсем юной девушкой – ей едва исполнился 21 год. Молодой и очень романтичной: по воспоминаниям, Лидия носила длинные шарфы, сшитые из парашютного шёлка, и всегда держала в кабине истребителя букетик полевых цветов. На капоте своего Як-1 она нарисовала яркую белую лилию.
ЯК-1
Многие считали её красавицей. И на фронте к Лидии пришла большая любовь: её супругом стал её же ведущий – Алексей Саломатин, всего одержавший 12 побед.
К моменту окончания Сталинградской битвы Лидия Литвяк добилась высокого звания аса (асом принято считать лётчика, одержавшего 5 побед). 23 февраля 1943 года девушка получила первую боевую награду – орден Красной Звезды. К тому времени на её боевом счету уже числились 8 сбитых самолётов.

Очень тяжёлый бой ей пришлось выдержать 22 марта в районе Ростова-на-Дону. Участвуя в перехвате группы Ju 88 и сбив один из них, она вступила в схватку с шестью Bf 109. В том бою Литвяк получила ранение и с трудом смогла привести повреждённую машину домой. После лечения, в мае, она вернулась в полк.
А в конце мая Литвяк в блестящей манере, молниеносной атакой со стороны солнца сбила немецкий аэростат-корректировщик, который до того никак не могли сбить другие наши истребители. За эту победу младший лейтенант Лидия Литвяк была удостоена ордена Красного Знамени. Про её подвиги написали в газетах, её имя стало известно стране.
Дважды её саму сбивали – причём за линией фронта. В первый раз она сумела пешком пробраться к своим, а во втором случае её боевой товарищ совершил отчаянный поступок – сел возле сбитой лётчицы и взял её на борт самолёта.

Успехи в боях омрачались, однако, потерей близких людей. 21 мая 1943 года погиб муж Лидии – Герой Советского Союза гвардии капитан Алексей Саломатин. А 19 июля не вернулась из боя лучшая подруга – Катя Буданова, которая на тот момент была лучшей женщиной-асом (11 побед).

1 августа 1943 года Лидия Литвяк на своём Як-1 сопровождала штурмовики Ил-2. Это был уже четвёртый её вылет за день, и она в тот день уже успела сбить две вражеские машины. Четвёртый вылет, однако, оказался, последним в жизни. Очевидцы рассказывали, что на «як» с приметной белой лилией на борту набросились несколько «мессеров», и наш самолёт упал возле села Дмитриевка. Лидия Литвяк всего полмесяца не дожила до 22-летия…
За свою короткую, чуть более года, боевую карьеру она выполнила 186 боевых вылетов, провела 69 воздушных боёв и одержала 12 подтверждённых побед.
Долгое время обстоятельства гибели лётчицы и даже место её погребения оставались невыясненными. В ходе проведённых «по горячим следам» поисков ни самолёт, ни тело женщины найдены не были. Оттого она считалась пропавшей без вести, и из-за чего Лидия Литвяк тогда так и не получила полагавшееся за 10 сбитых самолётов врага звание Героя Советского Союза.
Лишь в 1979 году было установлено, что прах лётчицы покоится в братской могиле села Дмитриевка. Ветераны полка, в котором она воевала, вели упорную борьбу за признание её заслуг. Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные в боях с фашистами мужество и героизм Лидии Владимировне Литвяк было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). А в 1993 году её наградили и званием Героя России.
Автор К. Дымов

И хочется выразить низкий поклон её родственникам, однополчанам, друзьям, что не опустили руки и продолжали поиски легендарной лётчицы, а также всем тем, кто им в этом помогал и вернул нам её незаслуженно забытое имя. Спасибо вам от всего послевоенного поколения.

Белая Лилия Сталинграда лётчик-ас Лидия Литвяк. 
Первая в мире по числу воздушных побед среди женщин.

Интересные ссылки:

4 комментария:

  1. В дни памятных дат, связанных с ВОВ нельзя не вспомнить о женщинах-воинах, которые бок о бок сражались рядом с мужчинами и практически ни в чем им не уступали. В Краснодаре установлен памятник и названа улица в честь Евдокии Бершанской - отважной летчицы, командира авиационного женского полка "Ночные ведьмы (так их называли в народе.
    ВЫ рассказали еще об одной отважной летчице, спасибо. Обязательно воспользуемся материалом

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, я искренне рада, что информация о подвиге этой удивительной женщины-летчицы оказалась востребованной. Благодарю Вас за комментарий и желание донести информацию до молодежи. Очень рада этому! Спасибо Вам!

      Удалить
  2. Спасибо за нужную информацию!взяли на заметку)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, рада, что информация востребована. Спасибо за комментарий. Всего доброго!

      Удалить