суббота, 10 марта 2018 г.

Сталинградская битва

«Сталинградская Мадонна» Курта Ройбера
Дорогие друзья!
Интересная, но малоизвестная страница Сталинградской битвы связанная с христианской верой – это рассказ о картине «Сталинградская Мадонна» и её создателе, участнике битвы, немецком пасторе и враче 16-й танковой дивизии Курте Ройбере.
...Укутанная в черный плащ Богоматерь нежно держит на крепкой руке ребенка, склонившись над ним. Защищенный теплом ее тела и рук, младенец безмятежно спит. Материнское объятие защищает его от ужасов жизни и смерти. Изнутри мистического круга, который образует фигура склоненной над Иисусом Девы Марии, идет свет... Вокруг надписи на немецком языке: «Licht. Leben. Liebe. Weihnachten im Kessel. Festung Stalingrad» – «Свет. Жизнь. Любовь. Рождество в котле. Крепость Сталинград».

«Сталинградская Мадонна» Курта Ройбера
Это изображение, ставшее иконой, немецкий пастор и врач 16-й танковой дивизии Курт Ройбер нарисовал в Сталинграде в ночь с 24 на 25 декабря 1942 года. Нарисовал в землянке, на оборотной стороне советской географической карты. Рядом в госпитальном бункере умирали от голода и ран однополчане. В рождественское утро, увидев рисунок, многие немцы стали молиться, веря, что Богоматерь – знак свыше, посылаемое небесами спасение.
«Когда открылась дверь и вошли мои товарищи, они остановились как вкопанные в благоговейном молчании, пораженные висящей на глиняной стене картиной, под которой горел огонек на вбитом в земляную стену полене, – писал Курт Ройбер в одном из своих писем. – Весь рождественский праздник прошел под впечатлением от рисунка и слов, обрамляющих его: свет, любовь, жизнь».

13 января 1943 года «Сталинградская Мадонна» была вывезена из окружения на последнем самолете в руках тяжелораненого полковника, командира батальона, где служил Ройбер. Землянка, в которой было нарисовано и некоторое время находилось изображение Мадонны, была уничтожена через неделю прямым попаданием бомбы.
Доктор Курт Ройбер в это время дежурил в госпитале. «Сталинградская Мадонна» стала эмблемой отдельного санитарного батальона германского бундесвера. В дальнейшем она была передана в Мемориальную церковь кайзера Вильгельма в Берлине, где находится и сейчас. В 1990 году икону «Сталинградская Мадонна» освятили церковные иерархи разных христианских конфессий из трех европейских городов, сильно пострадавших во время Второй мировой войны: настоятель англиканского собора в Ковентри, епископ из Берлина и архиепископ Вольский и Саратовский Пимен (Хмелевский).
Копия рисунка Курта Ройбера находится сейчас в волгоградском католическом храме Святого Николая: ее привезли в 1993 году приехавшие в Волгоград на торжества, посвященные 50-летию победы в Сталинградской битве, бывшие воины-австрийцы.
Волгоградский католический храм Святого Николая и икона
Волгоградские католики называют ее «Дева Мария Примирения». Вот что рассказывает художник Владислав Коваль: «Несколько лет назад священник католического собора Волгограда Альфред Манько обратился ко мне с просьбой выполнить копию с рисунка немецкого пастора и врача Курта Ройбера. Когда я стал работать с ксерокопией рисунка, меня поразило то, что я увидел.
Расфокусировав взгляд, как это делают художники, чтобы обобщить детали и перенести характер рисунка на полотно, я увидел... лицо немца Курта Ройбера. Разумеется, сам Курт этого не делал, но для меня как основоположника того направления, в котором я работаю, это было лучшим решением темы, которую я собирался писать. На следующий день я проснулся с идеей создать картину, посвященную «Сталинградской Мадонне» Ройбера.
Волгоградский художник В. Коваль
Немецкие солдаты на моей картине – уже не захватчики, а просто воины, которые, вероятнее всего, останутся в этом окопе навсегда. Но последняя их надежда – вера в Бога, которого они вспоминают в последние минуты своей жизни, а вовсе не в Адольфа Гитлера. Немецкие солдаты вызывают жалость, они закутаны в платки, они перестают быть бравыми рыцарями рейха. Ноги Богородицы Курт Ройбер нарисовал обнаженными, постаравшись сказать тем самым, что она точно так же, как они, немецкие солдаты в окопе, замерзает и кутает своего младенца, пытаясь спасти его от лютого сталинградского мороза. Она – с ними и среди них, в этом окопе, близка и понятна как никогда раньше в их жизни». Это знаковая работа, считает Владислав Коваль. Эта картина – и Прощание, и Прощение...
Курт Ройбер – немецкий военный врач, воевавший в 16-й танковой дивизии вермахта в Сталинграде, родился 26 марта 1906 года в немецком городе Касселе в небогатой крестьянской семье. Родители Курта были набожны, вследствие чего он получил воспитание, соответствующее как крестьянским традициям, так и религиозным ценностям.
Склонность к рисованию у мальчика проявилась рано, но, вопреки своим художественным интересам, учиться он стал на теолога в университетах Марбурга и Тюбингена, поскольку это обучение было бесплатным.
По вечерам после занятий посещал курсы рисования.

В Касселе он познакомился с Альбертом Швейцером, автором всемирно известных трудов по истории христианства и философии культуры. По окончании учебы Ройбер служит в церкви села Вихманхаузен, разрываясь при этом, что ему выбрать – медицину или церковь. Дилемму разрешил Швейцер: Ройбер начал служить в немецкой глухомани на реке Швальм. Здесь он под влиянием местных природных красот вернулся к рисованию. Интерес к медицине тоже взял свое: он изучал ее в Марбурге и в 1933 году защитил диссертацию, а в 1938-м – докторскую на тему «Этика врачующего сословия». С этого момента день доктора Ройбера был разделен следующим образом: полдня он работал в клинике, полдня посвящал церкви – читал проповеди. Времени на рисование почти не было.

Потребность во фронтовых врачах привела к тому, что в октябре 1939 года Ройбера призывают на военную службу на Балканы. Работая в госпиталях и санитарных поездах, он прошел Румынию, Болгарию, Грецию, где был ранен. После излечения был отправлен в район сосредоточения войск вермахта перед нападением на СССР. С лета по зиму 1941 года врач Ройбер обслуживал участки оккупированной территории, знакомился с русскими людьми, рисовал их. До лета 1942-го он сделал около 150 рисунков, которые во время отпуска привез домой.
В 1942 году Ройбер оказался среди тех, кто участвовал в битве под Сталинградом.
«Каждое лицо для него было прозрачным...» – скажет потом его жена, до которой дошло 150 изображений «людей Востока». Еще он оказывал помощь советским военнопленным, лечил гражданских жителей. В письмах с удивлением рассказывал, как горячо молились простые русские люди в разрушенном Сталинграде. «Я постоянно всматриваюсь в лица людей и не могу от них оторваться. Я вижу, как врожденная русская меланхолия владеет всем – смехом и плачем, жизнеутверждением и отрицанием, – писал Курт. – Какие темные силы ведут здесь свою игру? Русский человек во всем остается для меня загадкой. Постоянно оказываешься перед славянской душой, как перед непроницаемой стеной тумана. И никогда не знаешь, что увидишь, когда она разомкнется: мягкий теплый свет или еще большую тьму».
13 июня 1942 года он пишет: «Иду по домам. Хочу рисовать детей. Одна мать умоляет меня о помощи. У ее ребенка тяжелейшее заболевание почек. Советы? Помощь? Диета? Нет, он умрет. Пытаюсь сделать наброски нескольких младенцев, их матери рады моему вниманию к их несчастным детям...»
Что интересно: насколько человек, который ежедневно видит ужасы войны, горе людей, голод, страдания, желал добра и любви. Он верил в лучшее. Что за всем этим горем и страхами есть что-то светлое. И оно придет. Он не потерял надежды, он не очерствел, не потерял человечности.
После окончания битвы под Сталинградом Курт Ройбер попал в лагерь НКВД № 97 в Елабуге. Он умер 20 января 1944-го 38 лет от роду. В плену Ройбер нарисовал еще одну Деву Марию – «Мадонну заключенную». Она так же крепко держит в руке дитя, но как изменился ее лик! Это изможденное страданием лицо рано постаревшей женщины, глаза, полные ужаса... А незадолго до своей смерти Курт Ройбер переслал из Елабуги в Германию своей семье последний рисунок – «Елабужскую Мадонну»…
Елабужская Мадонна
Стихотворение "Сталинградская Мадонна"
Сей сказ удивительный мною услышан,
И я, как смогу, вам его передам:
Мадонна в окопах немецких «явилась»,
Курт Ройбер, врач, пастор ее написал…

Канун Рождества, и в землянке лишь карта,
Что станет иконой, да уголь в руке…
И есть у солдата возможность молиться:
«Прощение, мир, дом родной вдалеке…»

«Свет», «Жизнь» и «Любовь» на иконе и «Крепость» –
Вот то Рождество в «Сталинградском котле»:
Морозы и ветры – суровее нету,
И только о доме мечты, о тепле.

Укутана в черный свой плат Богоматерь,
А ноги босые… Младенец в руках.
И сон его крепок в родных тех объятьях.
Сюжет христианский сквозь годы – в века.

Прошло Рождество в обрамлении света,
В моленьях о жизни без ран, без войны,
Не Гитлер, а Бог появился в надеждах,
Мечтами о мире наполнены сны…

Мечтами о близких, о женах, о детях,
О встречах с семьей… Суждено ль тому быть?
И если в живых им удастся остаться,
Даст Бог ли прощенье? Возможность забыть?

А может, в День Скорби сынов вспоминая,
Их матери позже «адвенты» зажгут…
В Бекетовке умер Георг Йохан Рау,
Курт Ройбер в Елабуге кончил свой путь…

И мне показалось, что в этой Мадонне
Черты своей бабушки вдруг вижу я.
Ее звали Анна, как матерь Марии,
Жила в Сталинграде Землянских семья…

Николушку, Надю в сиротах оставив,
Весной в 43-м она умерла,
Не выжил рожденный младенец без Анны –
Без рук ее нежных, любви и тепла.

О скольких еще «сталинградских мадоннах»
В сердцах внуков, правнуков память жива,
И Свет незабвенный струится сквозь годы,
И память, как рана, на все времена!

Добра, примиренья, прощенья икона,
В Берлине хранится Мадонна сия,
Свет, силу, тепло и любовь излучая,
Предвестием Мира явилась она!

Австрийские пленные список с иконы
В дар нашему городу преподнесли.
И если ты сможешь, на Пражской, в костеле,
Мадонну с младенцем святым навести…

А на Чуйкова, в музее искусства,
С картины художника Коваля,
В сюжете реальном, исполненном с чувством,
Глядит на потомков Мадонна моя…
Ольга ЕПИФАНОВА
Источник: Грани культуры. – 2018. - №4. – С.8.
Сталинградская Мадонна в рамке
Интересные ссылки

2 комментария:

  1. Интересная история у это иконы. Спасибо за интереснейший материал. Впервые познакомилась в одном из блогов, зацепил материал, поделилась с коллегами. И вот уже педагоги рассказывают о «Сталинградской Мадонне» школьникам на уроках мужества

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, добрый вечер!
      Восхищаюсь Вами как учителем и директором школы - успеваете всё интересное и полезное не только сами посмотреть, но и рекомендовать коллегам! Тема очень интересная и малоизвестная, я впервые прочитала о Сталинградской Мадонне в блоге у Натальи Васильевны "Виртуальный дневник методиста" просто на одном дыхании! "Зацепило".
      Благодарю Вас за комментарий, искренне рада видеть Вас в гостях. Всего самого теплого и сердечного!

      Удалить