среда, 31 мая 2017 г.

К юбилею Сталинградской битвы

Солдаты в белых халатах: 
Медики Сталинграда в дни битвы
Дорогие друзья!
Продолжаем рубрику к юбилею Сталинградской битвы. Тема подвига медиков в битве – одна из актуальных. Предлагаем вашему вниманию статью из областного журнала «Здоровье и экология», которая раскрывает данную тему.
Музей гигиены и истории здравоохранения области вместе с областным Комитетом по здравоохранению проводит целенаправленную работу по патриотическому воспитанию. В особом зале музея — история Сталинградской битвы и Великой Отечественной войны, экспонаты, рассказывающие об участии в ней сталинградских медиков. Здесь проходят экскурсии и лектории, «Встречи поколений».
Большой интерес для посетителей музея представляют стенды и альбомы о медиках-фронтовиках.
С первых дней войны Сталинградская область стала крупной госпитальной базой в тылу страны. Этому способствовало ее географическое и экономическое положение, да и лечебно-профилактическая сеть области перед войной была достаточно разветвленной — почти 1300 врачей и около 6000 среднего медперсонала.

С 22 июня 1941 года и до 17 июля 1942 года начала Сталинградской битвы областной и городской отделы здравоохранения с органами государственной власти и общественными организациями проводили огромную организаторскую работу по переводу медслужбы на военный лад. Формировались эвакогоспитали, создавались медицинские комиссии на призывных пунктах, начался призыв в действующую армию медицинских работников.
 
А.С. Крепкогорский                   Н. В. Качалкин 
При облздравотделе создается Управление эвакогоспиталями: Н. В. Качалкин — начальник управления, А.С. Крепкогорский — главный хирург. Создаются курсы подготовки хирургов, рентгенологов в районных центрах по линии Общества Красного Креста, одно- и трехмесячные  курсы по подготовке медсестер, в несколько раз увеличивается число доноров. Уже к 30 июня 1941 г. в Сталинграде и некоторых райцентрах были сформированы 14 эвакогоспиталей на 5200 коек, в которые сразу же начали поступать раненые.  

Для госпиталей были выделены больницы, школы, гостиницы, а для руководства и работы в них направлены опытные врачи и средние медицинские работники. Напряжение особенно возросло с ноября 1941 г., когда противник прорвал фронт под Ростовом, и весь поток раненых с юга устремился на Сталинград. Обстановка потребовала дополнительного развертывания госпиталей и расширения уже действующих. В ноябре 1941 г. их стало уже 80 на 37700 коек. Эвакуация раненых шла по Волге в двух направлениях — на Саратов и Астрахань.

Большую помощь госпиталям оказывал областной комитет Общества Красного Креста во главе с К. С. Козинцевой. Городские и районные комитеты Красного Креста подготовили более 3000 медсестер, 5000 сандружинниц, 500 санитарных постов, которые производили разгрузку санитарных поездов, дежурили в госпиталях у тяжелораненых, заготовляли топливо, обеспечивали погрузку раненых на санитарные речные суда.

В ноябре 1941 года в Сталинграде образован областной Комитет помощи раненым (председатель М. В. Водолагин), совместно с органами здравоохранения осуществлявший контроль за работой госпиталей, обслуживанием раненых, организовывал шефство, распределял поступающие от населения посылки... Помощь раненым была поистине всенародной. Она выражалась в денежных отчислениях, подарках вещами, продовольствием, добровольной дачей крови, уходе за ранеными, обеспечении госпиталей топливом, инвентарем. Всего в шефской работе участвовало не менее полумиллиона человек.

Самоотверженно трудился медицинский персонал.
За 12 месяцев (июль 1941-июль 1942 гг.) сталинградские эвакогоспитали обслужили 225736 раненых и больных, возвратили в строй 185 тыс. человек!
В последних числах июня 1942 г. фашисты перешли в наступление на южном участке фронта и вышли в большую излучину Дона. 12 июля 1942 г. они вторглись в пределы Сталинградской области. В чрезвычайно трудных условиях пришлось работать военным медикам, что было обусловлено большой растянутостью фронта, кровопролитными оборонительными боями с превосходящими силами противника и частым отходом на новые рубежи. 

Ровная степная местность с редкими населенными пунктами затрудняла маскировку, отсутствие хороших дорог, малое количество источников воды, сильная жара, пыль, ветры, крепкие морозы зимой, крупные водные преграды—Дон и Волга — существенно сказывались на качестве оказания медпомощи раненым и сроках их эвакуации. Армейские госпитали в течение лета 1942 г. часто меняли свои места, перемещаясь ближе к Сталинграду, а затем за Волгу. Раненые, минуя свои медсанбаты и армейские госпитали, сплошным потоком поступали в город, заполняя эвакогоспитали, которые работали в это время с пяти-, а то и десятикратной перегрузкой.

 Сталинград оказался переполненным ранеными. Остро стал вопрос об эвакуации многих госпиталей. Самым страшным и трудным для защитников, жителей города и оставшихся здесь госпиталей был день 23 августа 1942 года, когда немецкие войска прорвали оборону и вышли к северной окраине города в районе Латошинка —Рынок. 
Выход речных судов на север по Волге оказался закрытым. Во второй половине дня город подвергся ожесточенной бомбардировке и был буквально превращен в руины. Этот день - 23 августа 1942 г назвали Днем Сталинградской катастрофы. .Сквозь огонь, под градом осколков и пуль, через завалы и пожары раненых выносили прямо к берегу на центральную пристань, чтобы переправить за Волгу, которая стала единственным путем к спасению. В оказании помощи пострадавшим принимали участие санитарные дружинницы, пожарные команды, медработники и жители города.
С 26 августа 1942 года, по решению городского Комитета обороны начинается интенсивная эвакуация населения и лечебных учреждений за Волгу.
27 августа была предпринята попытка эвакуировать часть населения и раненых на пассажирских пароходах по Волге на север — на Саратов. Загруженные до отказа, под покровом ночи они вышли из Сталинграда, но были обнаружены немцами у Латошинки, расстреляны и затонули. Затонул санитарный пароход «Композитор Бородин» с 700 ранеными на борту, такая же участь постигла пассажирский пароход «Иосиф Сталин» — 1200 человек, из которых спаслось только 150...

В последующие дни эвакуация шла только за Волгу. К 14 сентября с помощью катеров Волжской речной флотилии на левый берег было переправлено 300 тысяч населения и раненых.
С 13 сентября 1942 года улицы и площади Сталинграда превратились в арену кровопролитных боев. С этого дня и до 2 февраля 1943 г. — дня капитуляции фашистов, — бои в городе не прекращались ни на один день, они шли за каждый дом, каждую улицу... 
Переправа на левый берег Волги
Самым трудным в деятельности медиков, находившихся на правом берегу, была переправа раненых на левый берег Волги. Специального санитарного речного транспорта не было, использовались обратные рейсы катеров Волжской военной флотилии, суда речного пароходства: паромы, баржи, буксиры, пароходы. В августе-сентябре 1942 г. раненых эвакуировали с центральной переправы (район речного вокзала), которую обслуживал размещавшийся в кафе «Метро» вблизи речного вокзала ЭП-54 (эвакоприемник № 54, начальник—майор медицинской службы Кузьмин). С 20 сентября здесь сложилась критическая обстановка. Подходы к ЭП-54 оказались под огнем противника, эвакуация раненых прекратилась. Кончились перевязочные материалы, медикаменты. Не было продуктов и воды. Все, кто пытался добраться за Волгу, погибали. И только с помощью бронекатеров и гвардейцев 13-й гвардейской дивизии генерала Родимцева были эвакуированы около 1300 раненых. 27 сентября 1942 г. центральная переправа была занята противником... После ее ликвидации эвакуацию раненых обеспечивал ХППГ-689 (начальник майор м/с Н.И. Черных), который размещался вблизи завода Красный Октябрь.

Эта переправа просуществовала всю Сталинградскую битву, через нее было доставлено на левый берег Волги более 50 тыс. раненых. В южной части города, где вела бои 64-я Армия, переправу обеспечивал 52-й отдельный медсанбат, размещавшийся в Бекетовке в районе лесобазы и на острове Сарпинском. Здесь же работал санитарно-переправочный пароход «Генерал Панфилов», доставляя раненых на левый берег. Во время ледостава на Волге эвакуация раненых и больных велась автомобильным и конным транспортом по льду. Использовали конные упряжки. На санях размещали 2-3 раненых, а к саням привязывали одну за другой несколько лодок-волокуш с тяжелоранеными и в сопровождении медсестры или санитара отправляли на левый берег. За сутки такая упряжка совершала 2-4 рейса.

История битвы на Волге хранит немало героических подвигов, совершённых медицинскими работниками при оказании помощи раненым. Небывалый героизм проявляли они в уличных боях, до конца были верны своему профессиональному долгу.
Во время бомбардировок города в августе 1942 г, бесстрашие и заботу о раненых проявил личный состав многих эвакогоспиталей, в том числе и ЭГ-1584, располагавшегося в здании пединститута по ул. Рабоче-Крестьянской. Днем и ночью сюда поступало по 500-600 раненых, обожженных, контуженных... Это были не только солдаты, но и жители города. Только 25 и 26 августа 1942 г. была оказана помощь 1500 раненым. Все помещения переполнены, повреждено электричество, нет воды, часть здания горит... В таких условиях трудились военные медики...
 
                    Дуся Дмитриева     Пономаренко И. И.               
Санинструктор-разведчица Дуся Дмитриева, дочь рабочего тракторного завода, во время боев оказывала помощь раненым. Хорошо зная местность, она несколько раз ходила в разведку, принося ценные сведения. Возвращаясь с задания, подорвалась на минном поле, и, умирая, прошептала своей подруге: «... передай маме, моим подругам... я умираю за Сталинград...». Евдокия Андреевна Дмитриева захоронена на Мамаевом кургане. Ее имя увековечено вместе с именами героев, павших за Сталинград.

Как бесценный документ гражданского мужества хранится в музее-панораме «Сталинградская битва» паспорт врача-ополченца И.И. Пономаренко . 29 октября 1942 г. в районе пл. Обороны (ныне пл. Ленина) был тяжело ранен: чувствуя свою гибель, он написал на своем паспорте: «... пишу своей кровью, ибо чернил в эти минуты в Сталинграде нет. Свой диплом врача оправдал, оказывая помощь бойцам и командирам...». Пономаренко остался жив. Награжден пятью орденами. Спустя 15 лет после войны Иван Иванович проездом побывал в Сталинграде. Память привела его в те места, где участвовал в боях... Встреча с прошлым закончилась неожиданно: он нашел свой исписанный кровью и спрятанный в развалинах дома паспорт и передал его в музей.
В. В. Щеглов


Выпускник Сталинградского мединститута В. В. Щеглов в 1941 году был направлен в 455-й стрелковый полк, который находился в Брестской крепости и первым принял удар на себя. Врач Щеглов не только оказывал помощь раненым, но и с оружием в руках отражал атаки противника. Тяжело раненным попав в плен, даже там, среди пленных красноармейцев, он находил в себе силы оказывать им помощь, ободрять.

Никакие унижения не сломили врача-патриота. Вернувшись после освобождения в родной Сталинград, он был главным хирургом города, внес большой вклад в развитие онкологической службы. Заслуженный врач РСФСР, кандидат медицинских наук, награжден двумя орденами и многими медалями. В.В. Щеглов снискал себе большое уважение среди коллег и жителей города.
А. К. Кудяков


А. К. Кудяков по окончании Сталинградского мединститута был направлен старшим врачом бригады, входившей в состав танкового корпуса, который во время окружения вражеской группировки под Сталинградом прорвал оборону противника, совершил глубокий рейд в тыл, перерезав железнодорожную линию «Сталинград-Лихая», захватил станцию Тацинская и крупный аэродром, уничтожив много самолетов, техники и живой силы. За личное мужество врач награжден орденом Красной Звезды и другими наградами. После войны длительное время работал в областной клинической больнице, заведовал кожвенотделением. 
М.И. Нечипоренко-Зайцева
Врач М.И. Нечипоренко-Зайцева в 1941 г. с отличием закончила Сталинградский мединститут, до конца войны была военным хирургом в ППГ 62-й армии. В самых невероятных условиях оказывала помощь раненым: под минометным обстрелом, под взрывами бомб и снарядов, при свете керосиновой лампы или свечи. Сколько их прошло через руки хирурга!

«Однажды, в конце августа 1942 г., — вспоминает Мария Ивановна,— в операционную ХППГ-4187 санитары внесли раненого командира. Он лежал на носилках на животе в окровавленной одежде, был в сознании и отвечал на вопросы. Никаких медицинских документов при нем не было, доставлен он был прямо с поля боя. При заполнении истории болезни на вопрос: «кто он» -  ответил: «Рубен Руис Ибаррури, гвардии старший лейтенант и назвал свой адрес—Москва, Коминтерн, Димитрову». У Рубена было тяжелое ранение. После оказания хирургической помощи он был переправлен в госпиталь за Волгу. 3 сентября 1942 г. он скончался». После войны М. И. Нечипоренко работала хирургом в областной клинической больнице. Награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны и медалями.
З. К. Дроздова
Зинаида Касьяновна Дроздова, студентка 2-го курса мединститута, санитарный инструктор 72-й гвардейской дивизии, прошла военными дорогами от Сталинграда до Праги, бесстрашно оказывала помощь на переднем крае раненым. Награждена медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», орденом Красной Звезды. В 1948 г. окончила мединститут. Длительное время работала главным госсанинспектором главным врачом облСЭС. Заслуженный врач РСФСР, кавалер ордена Ленина, ордена «Знак Почета», Отечественной войны.
А. И. Гусев
Александр Иосифович Гусев закончил мединститут в 1941 г. и сразу направлен в действующую армию. Командир медсанэскадрона, он прошел боевой путь вместе с супругой медсестрой М.К. Мартыновой-Гусевой от Сталинграда до Берлина. После войны работал заместителем заведующего облздравотделом по лечебным вопросам, в течение 10 лет возглавлял областную клиническую больницу.

Награжден тремя орденами Отечественной войны, орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу» и многими юбилейными медалями. За трудовые подвиги награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1962 г. ему присвоено высокое звание «Заслуженный врач РСФСР».
П. Г. Поротиков
Павел Григорьевич Поротиков закончил мединститут перед самой войной. Воевал с первых дней, закончил войну начальником медицинской службы дивизии. Прошел от Кавказа до Берлина. После войны начальник медицинской службы корпуса, советник в иностранных армиях. Почти 20 лет возглавлял военную кафедру Волгоградского медицинского института. Заслуженный врач РФ. Полковник медицинской службы Поротиков награжден двумя орденами Красной Звезды, тремя орденами Отечественной войны, 17 медалями.

Под Сталинградом начинали боевой путь многие медицинские работники — Герои Советского Союза
Среди них санинструкторы В.О. Гнаровская, Маша Кухарская, вынесшая за время войны с поля боя 481 раненого (целый стрелковый батальон). 
 
М. Нечипорчукова        А. Ф. Воробьёв     
Матрена Нечипорчукова (Ноздрачева) — единственная в стране среди всех медицинских работников награждена орденом Славы трех степеней.
Александр Федорович Воробьевзаслуженный врач РФ, кандидат медицинских наук, участник войны, впоследствии возглавлявший облздравотдел, затем работавший директором областного музея гигиены и истории здравоохранения — один из авторов книги, изданной в 1995 году к 50-летию Великой Победы «Медицинские работники Сталинграда и области в годы Великой Отечественной войны». Выраженная в предисловии надежда автора, что книга будет способствовать воспитанию медицинских работников и дальнейшему развитию здравоохранения в Волгограде и области, сбылась. Это ставшее раритетом издание (тираж всего 1000 экземпляров!) бережно хранят сотрудники музея.
Памятник  медикам
Перед  Волгоградским медицинским университетом стоит памятник медикам: в двух ветвях-руках как бы застывший всплеск ритма сердца — символ милосердия и сострадания к человечеству.
23 сентября 2005 года на его открытии в честь 70-летия университета присутствовали ветераны-врачи выпуска 1941 года, которые вместе со своими коллегами со всех уголков России оказывали медицинскую помощь бойцам и командирам Советской Армии во время Великой Отечественной войны.

«Солдатами жизни» назвал советских военных медиков писатель-фронтовик Сергей Смирнов. Санитары, фельдшера, врачи — они в большинстве своем не сражались в боевых порядках, не стреляли и не оборонялись. И все-таки это тоже были солдаты, только в белых халатах. Они шли в бой за жизнь людей, спасая и возвращая в строй раненых, контуженных, обмороженных, обожженных. Через руки наших военных медиков прошли 22 миллиона солдат и офицеров, и более 17 миллионов из них вернулись в строй. 

Уже после войны писатель-фронтовик Константин Симонов сказал: «...я слышал высказывание одного знаменитого хирурга, что, в конце концов, эту войну выиграли раненые. На первый взгляд звучит преувеличением, но, судя по рассказам солдат, похоже на правду!». О значении медицинской службы говорил М.И. Калинин, вручая высокую награду главному хирургу армии Н.Н. Бурденко: «...это награждение означает, что медицинское обслуживание нашей Красной Армии стоит в одном ряду с авиационным, артиллерийским обслуживанием, что медицинское работники в рядах армии столь же нужны, как бойцы и командиры».

Медики Сталинграда, солдаты в белых халатах!
В военные и мирные дни они отдают всю свою жизнь служению людям, укреплению их здоровья, воспитанию новых поколений медицинских работников. Низкий поклон им за это!  
Автор статьи: Анищенко Е.А.
Опубликована: Здоровье и экология, 2007, №1, С.4-7

2 комментария:

  1. ИНТЕРЕСНЫЙ ПОСТ! КАК РАЗ В ИЮНЕ - ДЕНЬ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, добрый вечер!
      Очень хорошо, можно использовать этот материал. Спасибо за подсказку. Удачи и всех благ!

      Удалить