пятница, 20 января 2017 г.

К юбилею Сталинградской битвы

Загадка поворотного дня истории
Дорогие друзья!
В истории много всяких загадок и казусов. И часто, отмечая тот или иной памятный день, мы даже и представить себе не можем, что нередко в одной дате присутствуют сразу несколько событий, незримо и очень тесно связанных между собой...
19 ноября 1942 года - известная историческая дата. Для жителей города-героя Волгограда это, без сомнения, день начала контрнаступления советских войск под Сталинградом. А еще указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 октября 1944 года именно в этот день был установлен праздник – День артиллерии (с 1964 года -День ракетных войск и артиллерии). Это явилось признанием выдающихся заслуг артиллеристов в Великой Отечественной войне. И все же, почему именно этот день стал звёздным в истории всей великой войны и в истории отечественной артиллерии? Кому обязаны артиллеристы и ракетчики своим праздником? 
Не будем создавать пустых интриг. Так сказать, «отцами» Дня ракетных войск и артиллерии следует считать командующего Юго-Западным фронтом генерала Н. Ф. Ватутина и командующего артиллерией фронта генерала М. П. Дмитриева. 
Нужно отметить, что именно контрнаступление советских войск под Сталинградом было единственной в истории Второй мировой войны стратегической  операцией,  которая   начиналась  без участия авиации.
Вот что сказано в ставшей классикой военной истории книге академика A.M. Самсонова «Сталинградская битва»: «Погода была туманная, нелётная. Это нарушило план: при прорыве обороны пришлось  отказаться от  применения  авиации». Уважаемый академик здесь «немного недоговаривает». Накануне начала операции -12 ноября 1942 года - И. В. Сталин дал специальное распоряжение представителю Ставки ВГК генералу армии Г. К. Жуковy о задачах авиации в ходе наступления. В нём Верховный Главнокомандующий говорил вполне ясно: «Если авиаподготовка операции неудовлетворительна у Иванова (Еременко А.И.) и Федорова (Ватутин Н. Ф.), то операция кончится провалом. Опыт войны против немцев показывает, что операцию против немцев можно выиграть лишь в том случае, если имеем превосходство в воздухе».
Об этом указании Верховного командующий фронтом Н. Ф. Ватутин, конечно, знал. Ранним утром 19 ноября 1942 года в своем штабе именно он должен был принять решение, от которого в прямом смысле слова зависела судьба всей страны. К тому же, в случае срыва или неудачи операции он мог поплатиться жизнью. Чем руководствовался 41-летний Николай Ватутин? Гадать о мыслях полководца - занятие, по меньшей мере, крайне неблагодарное.
В этой напряженной обстановке он обратился к командующему артиллерией: «Что будем делать, артиллерист?» Генерал Дмитриев твердо ответил: «За артиллерию фронта спокоен. Она не подведет». После этих слов командующий фронтом принял ответственнейшее решение: «Начинать!» 
Только это не означает, что прозвучала команда артиллеристам «Огонь!» Началась скрытая и малозаметная работа штабов - часть задач по огневому поражению противника авиации была переложена на артиллерию. Начало и ход наступательной стратегической операции не были сорваны. Стоит заметить, что и запасы снарядов всех калибров у советских войск были созданы, как говорят в таких случаях, «для решения непредвиденных задач».
По рассказам ветеранов, 19 ноября 1942 года авиация могла принять участие только на нескольких, очень ограниченных участках.
Газета «Красная Звезда» описала эти события только...  в 1983 году. 
Генерал-полковник Михаил Петрович Дмитриев (1898-1985) мемуаров о своей долгой службе, к сожалению, не написал.
Н. Ф. Ватутин
Генерал армии Н.Ф. Ватутин, один из самых молодых и блестящих полководцев войны, умер от ран в 1944 году. Вот как погиб полководец Сталинградской битвы: 
29 февраля 1944 года Николай Федорович Ватутин вместе со своим сопровождением выехал на двух машинах в расположение 60-й армии, чтобы проверить ход подготовки к очередной операции. Как вспоминал Г. К. Жуков, при въезде в одно из сёл «машины попали под обстрел диверсионной группы УПА [украинские националисты]. Н. Ф. Ватутин, выскочив из машины, вместе с офицерами вступил в перестрелку, во время которой был ранен в бедро».
Обращает на себя внимание, что командующий передвигался по неразведанному ранее маршруту без сопровождения своего взвода охраны, отправленного ранее по другой дороге. Группа, организовавшая обстрел штабной группы, перехватила дорогу за несколько часов до этого, расстреляв обоз с минами и грузовую машину тыла армии. Имея возможность отступить, штабная группа, тем не менее, вступила в перестрелку, что привело в итоге к ранению Ватутина.
Тяжелораненого военачальника на поезде доставили в киевский госпиталь. В Киев были вызваны лучшие врачи, среди которых — главный хирург Красной Армии Н. Н. Бурденко. Ватутин получил сквозное ранение бедра с раздроблением кости. Несмотря на оперативное вмешательство и использование в ходе лечения новейшего пенициллина у Ватутина развилась газовая гангрена. Консилиум врачей во главе с профессором Шамовым предложил ампутацию, как единственное средство спасения раненого, но Ватутин отказался. Спасти Ватутина так и не удалось, и 15 апреля 1944 года он скончался в госпитале от заражения крови.
Место захоронения генерала армии Н. Ф. Ватутина в Мариинском 
парке в Киеве
17 апреля 1944 г. генерала армии Н. Ф. Ватутина похоронили в Киеве, в Мариинском парке. На похоронах — наряду с военачальниками и руководителями Советской Украины — присутствовали дети Ватутина, его жена Татьяна Романовна и мать Вера Ефимовна (в феврале от боевых ран умер её сын Афанасий, в марте погиб на фронте младший сын Фёдор, а теперь она хоронила третьего сына). В день похорон Москва отдала последнюю почесть полководцу 24 артиллерийскими залпами. В январе 1948 года на его могиле был установлен памятник общей высотой 8,55 м с надписью на украинском языке: «Герою Советского Союза генералу Ватутину от украинского народа» (скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский).
Николай Федорович Ватутин
В литературе, рассчитанной на массового читателя, обстоятельства ранения Н. Ф. Ватутина не всегда уточнялись (так, в биографии полководца, написанной М. Г. Брагиным и изданной в 1954 году, говорится лишь, что он «был ранен вражеской пулей», но имя врага не конкретизировано). В серьёзной исторической литературе конкретика имелась: например, в X томе «Всемирной истории» (1965 г.) говорится: «29 февраля украинскими националистами был смертельно ранен командующий 1-м Украинским фронтом генерал армии Н. Ф. Ватутин». Однако позже определённое хождение получила также версия, что никакой засады, устроенной УПА, не было, а автомобиль Ватутина был обстрелян немцами, прорывавшимися из окружения; именно так показано ранение Ватутина в киноэпопее Ю. Н. Озерова «Освобождение» (фильм «Направление главного удара», 1971 год).
В марте 2015 года в связи с событиями на Украине 85-летняя дочь Ватутина Елена обратилась к российским властям с просьбой перенести прах полководца из Киева на Федеральное военное мемориальное кладбище в Мытищах.
Источник: Губернские вести. – 2011. - №2. – С.15.

Комментариев нет:

Отправить комментарий